06 октября 2015 г. |
Дело N А56-1332/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Боголюбовой Е.В. и Константинова П.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Молодницкой Е.А. (доверенность от 27.11.2014), Коротя В.И. (доверенность от 09.10.2014), от открытого акционерного общества "Назиевская топливная компания" Ланенкиной О.В. (доверенность от 04.03.2015),
рассмотрев 06.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Российские железные дороги" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-1332/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Назиевская топливная компания", место нахождения: 187310, Ленинградская обл., Кировский р-н, п. Назия, Канавная ул., д. 1а, ОГРН 1027806863094, ИНН 4706011918 (далее - Общество), о взыскании 1 686 824 руб. 16 коп. платы за задержку вагонов.
Решением суда от 17.04.2015 с Общества в пользу Дороги взыскано 1 686 824 руб. 16 коп. платы.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.07.2015 решение от 17.04.2015 отменено и принят новый судебный акт, которым с Общества в пользу Дороги взыскано 533 974 руб. 09 коп. платы, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Дорога просит постановление от 17.07.2015 отменить, а решение от 17.04.2015 оставить в силе.
По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции неправильно дал оценку условиям договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 06.02.2012 N 02/12, в связи с чем сделал неверный вывод, что плата за пользование вагонами, не принадлежащими Дороге, должна быть рассчитана без применения коэффициента индексации.
Кроме того, Дорога считает, что судебными актами по делу Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-84913/2014, которые имеют преюдициальное значение для настоящего спора, подтверждена правомерность позиции истца по настоящему делу в отношении применения спорных коэффициентов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемое постановление оставить без изменения.
В судебном заседании представители Дороги поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.02.2012 Дорога (перевозчик) и Общество (владелец) заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 02/12 (далее - договор) при станции Жихарево Октябрьской железной дороги с обслуживанием железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца.
В рамках данного договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого собственным локомотивом, примыкающего к железнодорожному пути N 6 станции Жихарево стрелочным переводом N 13.
Параграфом 13 Договора установлены технологические сроки оборота вагонов на пути необщего пользования.
В соответствии с параграфами 7, 8 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути N 3, 4, 6 или 8 станции Жихарево. Прием вагонов (их уборка) с выставочных путей и дальнейшее продвижение вагонов с расстановкой по местам погрузки, выгрузки производится локомотивом владельца не позднее 2 часов с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях. При задержке уборки вагонов (не принадлежащих перевозчику, арендованных у перевозчика) с железнодорожных выставочных путей свыше 2 часов, перевозчик составляет акт общей формы ГУ-23 и взимает плату за пользование вагонами в порядке, предусмотренным пунктом 12 Тарифного руководства N 2. Акт подписывается перевозчиком и владельцем.
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 51.
В январе 2014 года со станций Дороги по накладным N ЭЖ417639, ЭЖ421739, ЭЖ421868, ЭЖ341367, ЭЖ346448, ЭЖ331797, ЭЖЗ14779 были отправлены и приняты к перевозке грузы с назначением на станцию Жихарево Октябрьской железной дороги; грузополучатель вагонов - Общество.
В пути следования вагоны с грузом по вышеперечисленным накладным (в составе поезда 2982) были задержаны в период с 13 часов 45 минут 12.01.2014 года до 19 часов 08 минут 27.01.2014 года по причинам, зависящим от Общества, а именно: в виду невыполнения технологических сроков оборота вагонов, предусмотренных договором. Общее время задержки вагонов на промежуточной станции составило 366 часов.
Из содержания акта общей формы от 27.01.2014 N 126 следует, что основанием задержки вагонов в пути следования послужило нарушение ответчиком технологических сроков оборота вагонов на пути необщего пользования, что в свою очередь привело к занятости фронта погрузки выгрузки.
В виду невыполнения технологических сроков оборота вагонов, предусмотренных Договором, повлекшим задержку вагонов, Дорога обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск Дороги в полном объеме.
Апелляционная инстанция отменила решение суда и признала требования Дороги обоснованными в размере 533 974 руб. 09 коп., указав при этом, что условиями договора не предусмотрено повышение коэффициента индексации.
Суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной суда подлежит отмене ввиду следующего.
Статьей 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) на грузополучателя возложена обязанность принять (обеспечить возможность приема) прибывший в его адрес груз.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В порядке пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 6 и 11 Закона о естественных монополиях определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
Согласно пункту 22 Тарифного руководства N 2 предусмотрена индексация платы за пользование вагонами, контейнерами одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
Кроме того, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 Тарифного руководства N 2.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов (пункт 12 Тарифного руководства N 2).
Параграфом 15 заключенного между сторонами спора договора установлена обязанность владельца уплачивать плату за использование инфраструктуры перевозчика собственными (арендованными, в том числе у перевозчика) вагонами, задержанными (отставленными от движения) на промежуточных станциях в пути следования либо на станции назначения по причинам, зависящим от владельца, обслуживаемых им грузополучателей при условии, что задержка (отставление от движения) на промежуточных станциях в пути следования произошла вследствие невыполнения установленных настоящим договором технологических сроков оборота вагонов и повлекла за собой нарушение сроков доставки грузов.
Стороны установили, что порядок задержки и оформления таковой осуществляется в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Размер платы за использование инфраструктуры перевозчика собственными вагонами (арендованными, в том числе у перевозчика), задержанными (отставленными от движения) на промежуточных станциях в пути следования либо на станции назначения устанавливается в размере 50% платы за пользование вагонами.
Дорога при расчете платы применила коэффициент 3,159, установленный приказами Федеральной службы по тарифам от 27.11.2012 N 301-т/1 и от 24.12.2013 N 252-т/1.
Апелляционный суд посчитал, что параграф 15 договора не предусматривает применение названного коэффициента.
Суд округа не может согласиться с выводом суда о неправомерности использования возможности применения к спорным правоотношениям коэффициента 3,159.
В параграфе 15 договора стороны определили условие о взимании платы за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от общества. Стороны согласовали плату за пользование вагонами в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2. Также договором предусмотрено, что коэффициент индексации тарифов и ставок сборов вводятся в действие со дня их официального ввода.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При заключении договора действовало Тарифное руководство N 2, следовательно, плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, должна исчисляться по правилам Тарифного руководства N 2 с применением индексации.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции не соответствует нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Кроме того, апелляционной инстанции не учтено, что в деле Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-84913/2014 применение в расчете коэффициента индексации в отношении платы за использование инфраструктуры перевозчика собственными (арендованными) вагонами, по вине грузоотправителя (грузополучателя) в размере 3,159 согласно спорному договору было признано законным и обоснованным. Указанное дело, в котором участвовали Дорога и Общество, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
При изложенных обстоятельствах постановление апелляционной инстанции от 17.07.2015 подлежит отмене, а решение суда от 17.04.2015 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2015 по делу N А56-1332/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2015 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с открытого акционерного общества ""Назиевская топливная компания", место нахождения: 187310, Ленинградская обл., Кировский р-н, п. Назия, Канавная ул., д. 1а, ОГРН 1027806863094, ИНН 4706011918, в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 3 000 рублей расходов по кассационной жалобе.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.