08 октября 2015 г. |
Дело N А56-71282/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Саватеевой Д.Ю. (доверенность от 19.05.2015), от Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" Голубевой Д.А. (доверенность от 27.07.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2015 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-71282/2014,
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" (место нахождения: 105094, г. Москва, ул. Семеновский Вал, д. 4, ОГРН 1027739426802, ИНН 7712005121; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076; в настоящее время - Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; далее - Комитет) о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение 17Н площадью 9,4 кв.м, с кадастровым номером 78:31:0001261:1320, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Большая Конюшенная ул., д. 2, лит. А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520; далее - ФАУГИ), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д.10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400; далее - Росреестр), Федеральное агентство связи (место нахождения: 109289, г. Москва, Николоямский пер., 3А, 2, ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038).
Решением суда первой инстанции от 19.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2015 решение оставлено без изменения.
Комитет, в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить, в иске отказать.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является правопреемником государственного предприятия связи Ленинградская почта, созданного согласно приказу Министерства РСФСР по связи, информатике и космосу от 15.01.1991 N 79 на базе производственного объединения "Ленинградская почта".
На основании приказа Министерства связи РСФСР от 15.02.1987 N 7 на базе ликвидированных Калининско-Выборгского радиотрансляционного узла и радиотрансляционных сетей Петроградского и Невско-Смольнинского радиотрансляционных узлов образован Северный радиотрансляционный узел на самостоятельном балансе в составе Ленинградской городской радиотрансляционной сети.
Жилищно-эксплуатационный трест N 2 Жилищного управления исполкома Дзержинского районного Совета народных депутатов (арендодатель) и Северный радиотрансляционный узел (арендатор) заключили договор аренды от 07.08.1987 N 210, по которому арендатору передано в пользование нежилое помещение 17Н площадью 9,4 кв.м, с кадастровым номером 78:31:0001261:1320, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Большая Конюшенная ул., д. 2, лит. А.
В дальнейшем Комитет (арендодатель) и федеральное государственное унитарное предприятие "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (арендатор) заключили договор аренды от 26.11.2002 N 03-А081170, согласно которому указанное нежилое помещение передано арендатору сроком на 10 лет. Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
28.01.1999 зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга на нежилое помещение 17Н площадью 9,4 кв.м, с кадастровым номером 78:31:0001261:1320, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Большая Конюшенная ул., д. 2, лит. А.
Предприятие, считая, что спорное помещение в силу закона относится к собственности Российской Федерации и на праве хозяйственного ведения закреплено за ним, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, установив, что спорное помещение с 1987 года непрерывно используется Предприятием и его правопредшественниками для осуществления уставной деятельности.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Порядок разграничения федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации определяется постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
Из пункта 1 Постановления N 3020-1 следует, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В пункте 6 раздела IV Приложения 1 к указанному Постановлению указаны предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное имущество использовалось как имущество государственного предприятия связи, пришли к обоснованному выводу о том, что спорные помещения могли находиться исключительно в федеральной собственности.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Из имеющихся в деле документов о реорганизации организаций связи усматривается, что занимающая спорный объект организация входила в структуру организаций связи, по своей организационно-правовой форме относящихся к предприятию, у которого имущество, используемое в предусмотренной уставом деятельности, находится на праве хозяйственного ведения.
Регистрация права собственности Санкт-Петербурга на указанный объект нарушает право хозяйственного ведения Предприятия на указанное помещение.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения Предприятия на спорный объект недвижимости.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А56-71282/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок разграничения федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации определяется постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
Из пункта 1 Постановления N 3020-1 следует, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В пункте 6 раздела IV Приложения 1 к указанному Постановлению указаны предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
...
Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 октября 2015 г. N Ф07-6982/15 по делу N А56-71282/2014