23 октября 2015 г. |
Дело N А21-4681/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боровой А.А., судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
рассмотрев 20.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 29.04.2015 (судья Скорнякова Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 (судьи Копылова Л.С., Зайцева Е.К., Масенкова И.В.) по делу N А21-4681/2011,
установил:
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2011 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейское городское поселение" "Водоканал", место нахождения: 238210, Калининградская обл., г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 19, лит. А, ОГРН 1083925011510, ИНН 3916500110 (далее - Предприятие).
Определением от 30.11.2011 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Крейзо Анатолий Михайлович.
Решением от 04.07.2012 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Крейзо А.М.
Конкурсный управляющий Крейзо А.М. обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника его учредителя - муниципального образования "Гвардейское городское поселение" (далее - МО "Гвардейское городское поселение") на сумму 5 183 764 руб. 12 коп. за счет его казны.
Определением от 11.10.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014, заявление конкурсного управляющего удовлетворено.
Конкурсный управляющий Крейзо А.М. обратился в арбитражный суд с ходатайством о процессуальном правопреемстве на стороне ответчика.
Определением от 29.04.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015, МО "Гвардейское городское поселение" заменено его процессуальным правопреемником - муниципальным образованием "Гвардейский городской округ" (далее - МО "Гвардейский городской округ").
В кассационной жалобе администрация МО "Гвардейский городской округ" (далее - Администрация) просит отменить определение от 29.04.2015 и постановление от 10.08.2015.
Податель жалобы считает, что суды неверно применили норму пункта 10 статьи 85 и неправомерно не применили норму пункта 5 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).
По мнению Администрации, ошибочным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что МО "Гвардейский городской округ" является вновь образованным муниципальным образованием.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Как установлено судами, определением от 11.10.2013 по настоящему делу с МО "Гвардейское городское поселение" за счет его казны в пользу Предприятия взыскано 5 183 764 руб. 12 коп. в порядке субсидиарной ответственности.
Калининградской областной думой 29.05.2014 принят Закон Калининградской области от 10.06.2014 N 319 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Гвардейский район", и организации местного самоуправления на объединенной территории" (далее - Закон N 319).
Согласно статье 1 Закона N 319 территории МО "Гвардейского городского поселения", муниципального образования "Знаменское сельское поселение", муниципального образования "Славинское сельское поселение", муниципального образования "Озерковское сельское поселение" и муниципального образования "Зоринское сельское поселение" объединяются без изменения границ общей территории муниципального образования "Гвардейский район". Поселения утрачивают статус муниципальных образований и в состав территории муниципального района "Гвардейский район" входят один город и территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Городское поселение, образованное путем указанного изменения состава территории муниципального образования "Гвардейский район", наделяется статусом городского округа.
Арбитражный суд Калининградской области 25.07.2014 выдал исполнительный лист серии АС N 005282074 для принудительного исполнения определения от 11.10.2013.
Исполнительный лист был возвращен взыскателю Управлением Федерального казначейства по Калининградской области со ссылкой на невозможность его исполнения в связи с ликвидацией должника по исполнительному производству и закрытием его лицевого счета.
Конкурсный управляющий Предприятия Крейзо А.М., ссылаясь на изложенные обстоятельства, обратился в арбитражный суд с ходатайством о замене должника в исполнительном производстве его правопреемником - МО "Гвардейский городской округ" в лице Администрации.
Суд первой инстанции установил, что вновь образованное муниципальное образование в лице Администрации является правопреемником органов местного самоуправления, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения, в связи с чем удовлетворил заявление конкурсного управляющего.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции находит, что заявление Крейзо А.М. правомерно удовлетворено судами.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 1 статьи 2 Закона о местном самоуправление дано понятие органов местного самоуправления: это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении в рамках настоящего дела о банкротстве заявления конкурсного управляющего о привлечении МО "Гвардейское городское поселение" к субсидиарной ответственности по обязательствам Предприятия, последнее было создано МО "Гвардейское городское поселение" в 2008 году; для осуществления уставной деятельности ему было передано на правах аренды и хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество; в 2011 году означенное имущество было изъято без законных оснований; в связи с этим суд удовлетворил заявление Крейзо А.М. о привлечении учредителя Предприятия к субсидиарной ответственности.
Из материалов дела следует, что Предприятие было создано для целей решения вопросов местного значения в порядке реализации органом местного самоуправления МО "Гвардейское городское поселение" возложенных на него полномочий в соответствии со статьями 14, 17 Закона о местном самоуправлении.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно статье 4 Закона N 319 названный Закон вступил в силу 11.06.2014 - со дня его официального опубликования.
Совет депутатов МО "Гвардейское городское поселение" 16.10.2014 принял решение N 34 о ликвидации органа местного самоуправления МО "Гвардейское городское поселение" - муниципального казенного учреждения администрации муниципального образования "Гвардейское городское поселение" (далее - Учреждение) и утвердил план мероприятий по его ликвидации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 319 и с пунктом 1 решения совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" от 19.12.2014 N 363 "О правопреемстве МО "Гвардейский городской округ" права и обязанности органов местного самоуправления муниципальных образований, входивших в состав муниципального образования "Гвардейский район" по решению вопросов местного значения, возникшие с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, с 01.01.2015 переходят к органам местного самоуправления МО "Гвардейский городской округ".
Пунктом 4 данного Решения определено, что право собственности на муниципальное имущество, ранее находившееся в муниципальной собственности муниципальных образований, вошедших в состав МО "Гвардейский городской округ", переходит к последнему.
Согласно статье 13 Закона о местном самоуправлении объединение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа является преобразованием муниципальных образований.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, влечет создание вновь образованных муниципальных образований (пункты 3, 8 статьи 13 означенного Закона).
В силу части 10 статьи 85 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
В пункте 1 названных Правил указано, что под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно пункту 1, подпункту 5 пункта 3 статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным данной статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации вновь образованное МО "Гвардейский городской округ" является правопреемником по долговым обязательствам преобразованных муниципальных образований.
Довод подателя жалобы о прекращении деятельности Учреждения ввиду его ликвидации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к Администрации противоречит приведенным выше нормам права.
Кроме того, должником по исполнительному производству является МО "Гвардейское городское поселение", которое в соответствии со статьей 13 Закона о местном самоуправлении преобразовано путем объединения с иными муниципальными образованиями с созданием вновь образованного МО "Гвардейский городской округ", к которому перешли не только права на принадлежавшее преобразованным муниципальным образованиям имущество, но и их долговые обязательства.
Доводы подателя жалобы о том, что исполнение установленной вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда обязанности преобразованного муниципального образования по уплате денежной суммы не относится к вопросам местного значения, основаны на неверном толковании статей 2, 14, 17 Закона о местном самоуправлении.
При рассмотрении дела суды установили существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, правильно применив нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 29.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу N А21-4681/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Боровая |
Судьи |
А.А. Боровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.