26 октября 2015 г. |
Дело N А56-78357/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Ракчеевой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Восток-Сервис-Спецодежда" Федуловой А.В. (доверенность от 04.11.2014), от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга Богачевой Ю.О. (доверенность от 15.09.2015 N 7/3845),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток-Сервис-Спецодежда" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2015 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-78357/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток-Сервис-Спецодежда", место нахождения: 109052, Москва, Нижегородская ул., д. 29, ОГРН 1027700104277, ИНН 7722104298 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - Комитет), выразившихся в необоснованном долгосрочном выведении из хозяйственного обращения Общества принадлежащего ему земельного участка, приостановке разработки и согласования землеустроительной, градостроительной, проектной документации, а также приостановке земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, 8-я линия В.О., д. 61, лит. В, повлекших за собой нанесение необоснованного финансового ущерба собственнику земельного участка; обязании Комитета отменить ограничения (приостановление) землеустроительной, градостроительной, проектной документации, ограничение (приостановление) земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории указанного земельного участка ввиду установления данных ограничений и их введения в нарушение законного действующего порядка выявления и учета объектов археологического наследия, необоснованности и недоказанности историко-культурной ценности обнаруженных археологических объектов; признании незаконными действий Комитета, выразившихся в предъявлении требования о необходимости представления заключения государственной историко-культурной экспертизы, проведенной в целях обоснования включения или невключения археологического объекта, обнаруженного на территории земельного участка по указанному адресу, в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Решением от 29.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон о памятниках) в редакции, введенной в действие 24.08.2013, в то время как подлежала применению редакция Закона, действовавшая на момент поступления в Комитет заключения о проведенных археологических исследованиях (05.03.2013); вывод апелляционного суда о признании обнаруженного на участке объекта объектом культурного наследия вне зависимости от включения его в реестр противоречит положениям Закона о памятниках; представленными документами не доказано наличие на земельном участке заявителя объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Комитет в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что необходимость приостановить разработку и согласование документации и работы на территории земельного участка возникла в силу закона в связи с обнаружением на участке объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; заявителем пропущен трехмесячный срок на оспаривание действий Комитета, о которых ему стало известно по крайней мере в октябре 2013 года; обязанность финансировать работы по сохранению объекта культурного наследия Законом о памятниках как в ранее действовавшей редакции, так и в новой редакции возложена на собственника земельного участка.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2773 кв. м с кадастровым номером 78:6:2035:8, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, 8-я линия В.О., д. 61, корп. 2, лит. В, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.08.2005 серии 78-АА N 377781.
Поскольку в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" указанный земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 1-2, а также в границах археологического слоя в подзоне 2 (ЗА 2), по заказу Общества открытое акционерное общество "Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт по реставрации памятников истории и культуры" (далее - Институт) на основании открытого листа от 12.11.2012 N 1435 в ноябре-декабре 2012 года провело археологические исследования принадлежащего Обществу земельного участка, по результатам которых составило заключение. Согласно данному заключению на участке выявлены объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, в том числе: погребения, относящиеся к кладбищу при Благовещенской церкви, бытовавшему в период с 1738 года до середины XIX века; фундаментные столбы, культурный слой, водоотводная канава; в результате работ получена ценная информация о границах кладбища, распространяющегося по всему пятну застройки, об особенностях погребений, планировки, плотности захоронений, их сохранности.
После поступления данного заключения в Комитет последний в апреле 2013 года со ссылкой на статьи 36, 37 Закона о памятниках направил в Комитет по градостроительству и архитектуре, Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Государственную административно-техническую инспекцию обращения о приостановлении действия любой землеустроительной, градостроительной, проектной документации, градостроительных регламентов на территории земельного участка, приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на указанной территории, о принятии мер к соблюдению требований статьи 36 Закона в части состава проектной документации по ведению работ на земельном участке.
Письмом от 02.10.2013 N 2-8202-1 Комитет сообщил Обществу о направлении данных обращений в связи с обнаружением на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; пояснил, что для принятия решения о включении такого объекта в реестр объектов культурного наследия необходимо представление в уполномоченный орган заключения государственной историко-культурной экспертизы, проведенной в целях обоснования включения объекта в реестр.
Письмом от 27.08.2014 N 3-(4462-4464)-2 Комитет уведомил Общество о том, что на земельном участке Общества имеется выявленный объект культурного наследия, для разрешения вопроса о надлежащем учете которого изучается представленная документация и который до принятия решения о включении либо отказе включить в реестр подлежит государственной охране в соответствии с Законом о памятниках.
Общество, считая, что Комитет без достаточных оснований направил в соответствующие органы обращения о приостановке действия документации и приостановке работ на земельном участке, в результате чего Общество лишено возможности использовать принадлежащее ему имущество по своему усмотрению, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу статьи 3 Закона о памятниках (в редакции, действовавшей на момент поступления в Комитет заключения Института) к объектам культурного наследия относятся памятники, под которыми понимаются в том числе частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Согласно пункту 2 статьи 36 указанного Закона (в той же редакции) в случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 данного Закона, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном этим Законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона о памятниках (в редакции, действовавшей на момент направления Комитетом обращений в соответствующие органы) земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Исходя из пунктов 2, 6, 8 статьи 18 Закона о памятниках объекты археологического наследия независимо от наличия заключения государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения и до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить в реестр подлежат государственной охране в соответствии с данным Федеральным законом.
Всесторонне и полно исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды обеих инстанций обоснованно посчитали установленным, что на территории принадлежащего Обществу земельного участка имеется объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, относящегося к объектам археологического наследия, которые подлежат охране со дня их обнаружения и до принятия решения о включении либо об отсутствии оснований для включения в реестр.
Поскольку вопрос о включении обнаруженного объекта археологического наследия в реестр до настоящего времени не разрешен, действия Комитета по приостановлению действия документации и различных видов работ на участке соответствуют требованиям Закона о памятниках. Действия (бездействие) Комитета, связанные с разрешением указанного вопроса, предметом оспаривания заявителем не являются.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении требований Общества.
Кроме того, суды правомерно указали на пропуск заявителем без уважительных причин установленного частью четвертой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд, поскольку о совершении Комитетом оспариваемых действий Обществу стало известно из письма Комитета от 02.10.2013, а с настоящим заявлением в арбитражный суд Общество обратилось только в ноябре 2014 года.
Заявление Общества в части признания незаконным требования Комитета о необходимости представить заключение государственной историко-культурной экспертизы также правомерно оставлено судом без удовлетворения, так как доказательства предъявления Комитетом такого требования не представлены; необходимость проведения государственной историко-культурной экспертизы на предмет определения наличия оснований для включения объекта культурного наследия в реестр предусмотрена положениями Закона о памятниках.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений Закона о памятниках, правильно примененных судами. Несогласие заявителя с выводами судов о наличии на территории земельного участка объекта археологического наследия не может повлечь отмену судебных актов, так как указанные выводы относятся к выводам об обстоятельствах спора, не подлежащим переоценке судом кассационной инстанции при проверке принятых судами первой и апелляционной инстанций актов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по чек-ордеру ОАО "Сбербанк России" от 24.08.2015, номер операции 1034485214.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу N А56-78357/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток-Сервис-Спецодежда" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Сервис-Спецодежда", место нахождения: 109052, Москва, Нижегородская ул., д. 29, ОГРН 1027700104277, ИНН 7722104298, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.