28 октября 2015 г. |
Дело N А13-253/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 22.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Вологды на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А13-253/2015 (судьи Зорина Ю.В., Романова А.В., Чередина Н.В.),
установил:
Администрация города Вологды, место нахождения: 160035, г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-финансовая компания "Вологдасельстрой", место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Гоголя, д. 88, оф. 30, ОГРН 1023500898893, ИНН 3525098640 (далее - Общество), о взыскании 553 041 руб. 65 коп., в том числе 521 300 руб. 38 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.01.2014 по 11.08.2014, 20 142 руб. 58 коп. пеней за просрочку внесения платежей за период с 19.11.2013 по 10.08.2014 и 11 598 руб. 69 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.08.2014 по 18.11.2014.
Решением суда от 27.04.2015 (судья Лукенюк О.И.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 06.07.2015 решение от 27.04.2015 изменено: с Общества в пользу Администрации взыскано 173 766 руб. 79 коп. задолженности по арендной плате, 36 179 руб. 09 коп. пеней, 3866 руб. 23 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части иска отказано. Распределены судебные расходы по делу.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции имеющимся в деле доказательствам, просит постановление от 06.07.2015 отменить, а решение от 27.04.2015 оставить в силе. По мнению подателя жалобы, в связи с тем, что спорный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582), на него не распространяются. Администрация при расчете арендных платежей руководствовалась действующим постановлением Правительства Вологодской области от 02.12.2013 N 1239 (далее - Постановление N 1239).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит постановление от 06.07.2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу отклонить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент земельных отношений Вологодской области (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Галкинский" (арендатор) 17.09.2007 заключили в редакции дополнительных соглашений договор N 01-71 аренды земельного участка из земель населенных пунктов площадью 4267 кв. м, кадастровый номер 35:24:0402012:0090, местонахождение: примерно в 24 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Вологда, Окружное шоссе, д. 48в, для строительства здания магазина смешанных товаров.
Договор, зарегистрированный в установленном порядке, действовал с 27.08.2007 по 27.08.2012 (пункт 2.1).
На основании дополнительного соглашения от 06.08.2008 N 1 к договору N 01-71 все права и обязанности арендатора по договору аренды перешли к обществу с ограниченной ответственностью "ТВР". Указанное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением от 19.07.2012 N 2 срок действия договора продлен до 27.08.2015.
На основании договора от 19.09.2012 права и обязанности арендатора по договору перешли к Обществу. Договор о переуступке прав и обязанностей зарегистрирован 10.10.2012 в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5.5 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 15-го числа второго месяца квартала.
Пунктом 7.1 договора N 01-71 за каждый день просрочки внесения арендной платы предусмотрена ответственность арендатора в виде пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России от просроченной суммы.
На основании договора купли-продажи от 09.06.2014 право собственности на спорный земельный участок перешло к Обществу. В соответствии с пунктом 3.2 указанного договора переход права собственности осуществляется после государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области. Переход права собственности зарегистрирован 11.08.2014 в установленном законом порядке.
В соответствии с Законом Вологодской области от 25.05.2012 N 2771-ОЗ "О признании утратившим силу закона области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Вологда" полномочия органа исполнительной государственной власти в сфере земельных отношений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования "Город Вологда", прекращены.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В связи с этим соответствующие полномочия с 03.09.2012 возложены на Администрацию.
Ссылаясь на наличие у Общества задолженности по арендной плате за период с 01.01.2014 по 11.08.2014, Администрация обратилась в Арбитражный суд Вологодской области.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворил иск.
Апелляционный суд решение суда изменил, указав, что оснований для взыскания с ответчика задолженности по арендной плате в размере четырехкратного размера земельного налога у Администрации не имеется, в связи с чем размер задолженности по арендной плате уменьшен до 206 642 руб. 47 коп., пеней - до 11 260 руб. 97 коп.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Изменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что в спорный период в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил предельный размер арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), составлял 2% их кадастровой стоимости. Учитывая данное ограничение, апелляционный суд определил размер подлежащей взысканию задолженности по арендной плате.
Между тем апелляционным судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, действовавшего до 01.03.2015, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В действовавшем до 01.03.2015 пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В том случае, если размер арендной платы за некоторые виды пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности, установлен федеральными законами (например, пунктами 2, 2.7, 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ), при определении размера арендной платы подлежат применению положения федеральных законов. Спор по настоящему делу не связан с применением ставок арендной платы, установленных федеральными законами.
Как указано в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом; при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
За спорный период расчет арендной платы произведен Администрацией в соответствии с пунктом 2.10 Положения об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, утвержденного Постановлением N 1239, согласно которому в случае, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства (за исключением жилищного и индивидуального жилищного), арендная плата за такой земельный участок устанавливается не менее четырехкратного размера земельного налога.
Поскольку спорный земельный участок находится в городе Вологде и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, суд апелляционной инстанции ошибочно посчитал, что размер арендной платы подлежал определению по правилам, установленным Постановлением N 582 для федеральных земель, а не на основании Постановления N 1239, действовавшего в спорный период.
Постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим Постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим Постановлением Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, их действие не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558 и от 27.08.2015 N 303-ЭС15-7877.
В силу изложенного правовых оснований для применения в расчете арендной платы Правил у суда апелляционной инстанции не имелось.
Суд первой инстанции, установив, что за период, указанный в иске, у ответчика имеется задолженность по арендной плате, размер которой определен истцом на основании Постановления N 1239, правомерно удовлетворил исковые требования Администрации в полном объеме.
При таком положении решение суда первой инстанции от 27.04.2015 подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А13-253/2015 отменить.
Оставить без изменения решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.04.2015.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.