29 октября 2015 г. |
Дело N А56-71249/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Рудницкого Г.М. и Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 28.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2015 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-71249/2014
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения", место нахождения: 105094, Москва, ул. Семеновский Вал, д. 4, ОГРН 1027739426802, ИНН 7712005121 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 2057810428575, ИНН 7832000076 (далее - КУГИ), о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение 1-Н площадью 25,4 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001631:1262, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Можайская ул., д. 7, лит. А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400, и Федеральное агентство связи, место нахождения: 109289, Москва, Николоямский пер., д. 3, лит. А, корп. 2, ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038.
Решением от 11.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.06.2015, заявленные требования удовлетворены.
Также судом апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена КУГИ на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет; место нахождения, ОГРН и ИНН те же).
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в иске.
Как указывает податель жалобы, факт использования спорного имущества истцом сам по себе не может свидетельствовать о том, что это имущество входит в имущественный комплекс Предприятия и, следовательно, относится к федеральной собственности; Предприятие не подтвердило факта непрерывного (с 1991 года по настоящее время) использования указанного помещения для оказания услуг связи; представленные истцом документы не содержат данных, позволяющих идентифицировать спорный объект недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие было создано на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 N 2176-р в результате реорганизации ордена Трудового Красного Знамени федерального государственного унитарного предприятия "Московская городская радиотрансляционная сеть" в форме присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (далее - ФГУП "РС СПб"), образованного на базе ликвидированного приказом Министерства по связи, информатике и космосу РСФСР от 15.01.1991 N 77 производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (далее - ПО "ЛГРС"), в состав которого как структурная единица входил Петроградский радиотрансляционный узел (приказ Министерства связи СССР от 16.01.1987 N 22 о создании государственного предприятия связи "ЛГРС"; далее - ГПС "ЛГРС"). Имущество ликвидированного ПО "ЛГРС" (в том числе и спорное помещение) передано ГПС "ЛГРС", в дальнейшем переименованному в ФГУП "РС СПб" (приказ Министерства связи РСФСР от 18.02.1993 N 42, распоряжение Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.1999 N 2282-р, приказ Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 05.12.2000 N 7642).
На основании ордера Жилищного управления исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 05.05.1985 N 134 между ТЖХ N 1 Жилищного управления исполкома и Петроградским радиотрансляционным узлом 07.06.1985 заключен договор N 97/1 аренды спорного помещения для использования под трансформаторную подстанцию сроком до 15.05.1990.
В порядке переоформления указанного договора на основании распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 13.01.1992 N 43-р КУГИ (арендодатель) и Южный радиотрансляционный узел (арендатор) 15.03.1993 заключили договор N 11-000998 аренды спорного помещения для использования под трансформаторную подстанцию сроком до 01.01.1994.
Договор от 15.03.1993 зарегистрирован 24.03.1993 в установленном законом порядке.
Право собственности на помещение (предыдущий кадастровый номер 78:32:1631:0:12:1) 04.02.2008 зарегистрировано за Санкт-Петербургом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.10.2014 N 30/030/2014-534.
Впоследствии названное помещение использовалось ФГУП "РС СПб" на основании договоров аренды от 22.02.2007 N 11-А149337, от 17.04.2013 N 11-А140098, заключенных с КУГИ.
Предприятие, считая, что спорное помещение в силу закона относится к собственности Российской Федерации и на праве хозяйственного ведения закреплено за ним, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования обоснованными. При этом суды исходили из того, что радиопередающие центры в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и пунктом 6 раздела 4 приложения N 1 к нему относятся исключительно к федеральной собственности и правопредшественники истца непрерывно с 1985 года владеют и пользуются спорным помещением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с приложением N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе и радиопередающие центры (пункт 6 раздела IV).
Предприятием в материалы дела представлены: паспорт трансформаторной подстанции ТП-81, согласно которому названная подстанция находится в отдельной комнате по адресу: Можайская ул., д. 7; копия телефонного справочника от 01.10.1991, из которой следует, что упомянутая трансформаторная подстанция расположена по указанному адресу; инвентарные карточки учета основных средств от 28.11.1984 N 146/183, от 26.12.1996 N 1861 и 1485; выписка из журнала учета станционных объектов Предприятия по состоянию на 1987 год; журнал проверки и профилактики оборудования трансформаторной подстанции ТП-81, в котором указано на проведение регулярных с 1984 года проверок оборудования, установленного в указанном помещении; договор от 01.06.2008 N 410/407 на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставлении коммунальных услуг, а также справка проектно-инвентаризационного бюро Центрального района санкт-петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 08.12.2014 N 21188/1, из которой следует, что по данным технического учета на 1984 год спорное нежилое помещение площадью 24,3 кв. м учтено по фактическому использованию "трансформаторная подстанция"; по состоянию на 1985 год в результате перепланировки общая площадь указанного помещения изменилась и составила 25,4 кв. м, технологических помещений, обслуживающих дом, в помещении нет; после 2003 года инвентаризация помещения не проводилась.
Проанализировав указанные документы и установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности помещение использовалось Предприятием, суды правомерно сослались на пункт 6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, согласно которому спорное имущество могло находиться исключительно в федеральной собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Из имеющихся в деле документов о реорганизации организаций радиотрансляционной связи усматривается, что занимающая спорный объект организация входила в структуру организаций связи, в дальнейшем реорганизованных в организационно-правовую форму Предприятия, у которого имущество, используемое в предусмотренной уставом деятельности, находится на праве хозяйственного ведения.
Довод подателя жалобы о недоказанности факта непрерывного с 1991 года использования Предприятием спорного помещения для уставных целей был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и признан несостоятельным как неподтвержденный надлежащими доказательствами. Как верно указал апелляционный суд, ответчик не представил доказательств, опровергающих использование Предприятием помещения для размещения трансформаторной подстанции ТП-81.
Ссылка Комитета на наличие зарегистрированного права собственности Санкт-Петербурга в отношении нежилого помещения 1-Н несостоятельна, поскольку предъявление Предприятием настоящего иска является одним из способов оспаривания зарегистрированного права.
Иные доводы ответчика также не влияют на правильность выводов судов о принадлежности Российской Федерации спорного помещения исходя из установленных судами обстоятельств целевого использования помещения.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения Предприятия на спорный объект недвижимости.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу N А56-71249/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с приложением N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе и радиопередающие центры (пункт 6 раздела IV).
...
Проанализировав указанные документы и установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности помещение использовалось Предприятием, суды правомерно сослались на пункт 6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, согласно которому спорное имущество могло находиться исключительно в федеральной собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2015 г. N Ф07-721/15 по делу N А56-71249/2014