29 октября 2015 г. |
Дело N А05-11946/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Матлиной Е.О., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Савинскжилсервис" директор Горина М.Н. (протокол общего собрания участников от 26.12.2011 N 13, от контрольно-счетной палаты Архангельской области Спицыной В.Н. (доверенность от 21.04.2015 N 17), от администрации муниципального образования "Плесецкий район" Чиникиной Н.Ф. (доверенность от 13.01.2015),
рассмотрев 29.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савинскжилсервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.01.2015 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А05-11946/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Савинскжилсервис", место нахождения: 164288, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Савинский, Октябрьская улица, дом 6, ОГРН 1062920012858, ИНН 2920011293 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным представления контрольно-счетной палаты Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 1, ОГРН 1112901009968, ИНН 2901219352 (далее - Контрольно-счетная палата), от 18.06.2014 N 01-02/588.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Савинское", место нахождения: 164288, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Савинский, улица Цементников, дом 8, ОГРН 1052920021054, ИНН 2920010356 (далее - администрация МО "Савинское"), администрация муниципального образования "Плесецкий район", место нахождения: 164260, Архангельская область, поселок Плесецк, улица Ленина, дом 33, ОГРН 1022901466565; ИНН 2920000132 (далее - администрация МО "Плесецкий район"), министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство).
Решением от 22.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.06.2015, заявление удовлетворено частично, представление Контрольно-счетной палаты признано недействительным в части предложения в срок до 17.09.2014 возвратить в местный бюджет 87 815 руб. 28 коп.; на Контрольно-счетную палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные судебные акты. Податель жалобы, оспаривая факт и размер завышения предоставленных субсидий, ссылается на то, что Общество свои обязательства как ресурсоснабжающая организация исполнило надлежащим образом, претензии со стороны администрации МО "Савинское" не поступали. Кроме того, податель жалобы считает, что суды необоснованно не приняли во внимание его доводы об отсутствии у Контрольно-счетной палаты полномочий на проведение проверки Общества, поскольку в договорах на предоставление субсидий такое условие не предусмотрено. Общество также отмечает, что администрация МО "Плесецкий район" не допустила каких-либо нарушений действующего законодательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы и распоряжениями председателя Контрольно-счетной палаты от 05.06.2013 N 29-р и 30-р в рамках контрольного мероприятия - проверки использования средств областного бюджета муниципальным образованием "Плесецкий муниципальный район" за 2011, 2012 годы и текущий период 2013 года" Контрольно-счетная палата 25.06.2013 провела в отношении Общества встречную проверку обоснованности предоставления в указанном периоде средств субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, холодную воду и водоотведение.
В ходе проверки Контрольно-счетной палатой выявлен ряд нарушений, что отражено в акте от 28.06.2013 (том дела 2, листы 11 - 24).
Обществу выдано представление от 18.06.2014 N 01-02/588 (том дела 1, листы 30 - 31), в котором указано, что Общество допустило завышение потребности в средствах на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в 2011 году на общую сумму 5 066 130 руб. 02 коп. (нарушение пункта 3 Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 25.01.2011 N 11-пп) и на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжении в 2012 году на общую сумму 608 297 руб. 23 коп. (нарушение пункта 6 Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований и городских округов Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения на 2012 год, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 01.02.2012 N 23-пп); на холодную воду и водоотведение для нужд населения в 2011 году на сумму 24 635 руб. 63 коп. (нарушение Порядка предоставления и расходования межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение, утвержденного Законом Архангельской области от 21.12.2010 N 243-18-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год"); на холодную воду и водоотведение для нужд населения в 2012 году на сумму 13 750 руб. (нарушение Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для нужд населения на 2012 год, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 01.02.2012 N 23-пп); на холодную воду и водоотведение для нужд населения, за 2013 год, на сумму 338 306 руб. 68 коп. (нарушение условий Порядка предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для нужд населения и потребителей, приравненных к населению, приведенного в Приложении N 17 к Закону Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", а также в нарушение условий договора от 09.01.2013 N 30-В, заключенного Министерством с Обществом).
Указанные суммы выплачены Обществу из средств субсидий на возмещение соответствующих убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов.
Обществу предложено в срок до 17.09.2014 возвратить в местный бюджет 5 712 813 руб. 25 коп., а в областной - 338 306 руб. 68 коп.
Не согласившись с законностью выданного Контрольно-счетной палатой представления, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив у Контрольно-счетной палаты наличие полномочий на вынесение оспариваемого представления, частично удовлетворил заявленные требования, уменьшив сумму, подлежащую возврату Обществом в местный бюджет на 87 573 руб. 87 коп.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив приведенные в кассационной жалобе доводы, пришла к следующим выводам.
Полномочия Контрольно-счетной палаты, осуществляющей внешний финансовый контроль, регулируются Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) и Законом Архангельской области от 30.05.2011 N 288-22-ОЗ "О контрольно-счетной палате Архангельской области" (далее - Закон N 288-22-ОЗ). В полномочия Контрольно-счетной палаты, в числе прочих, входит организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области.
Согласно положениям статей 10 и 16 Закона N 6-ФЗ при проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет. По результатам проведения контрольных мероприятий контрольно-счетные органы вправе вносить в проверяемые организации и их должностным лицам представления, а также направляет предписание. Представление выносится для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетные органы о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (пункт 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Аналогичное право Контрольно-счетной палаты предусмотрено также статьей 18 Закона N 288-22-ОЗ.
В соответствии со статьей 95 и 96 Областного закона от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области" органы местного самоуправления муниципальных образований были наделены государственными полномочиями по предоставлению субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, в том числе на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, на холодную воду и водоотведение.
Общество оспорило представление Контрольно-счетной палаты и выводы судов первой и апелляционной инстанций, указало на отсутствие у Контрольно-счетной палаты полномочий на проведение проверки, сославшись на положения пункта 2 части 4 статьи 9 Закона N 6-ФЗ и подпункта 2 пункта 2 статьи 8 Закона N 288-22-ОЗ, предусматривающие полномочия контрольно-счетных органов в части осуществления внешнего финансового контроля только при наличии соответствующего условия в договорах на предоставление субсидии.
Указанные доводы получили надлежащую оценку судебных инстанций и обоснованно ими отклонены применительно к обстоятельствам настоящего дела. Как правильно указали суды, Обществом не учтено, что проверка осуществлена в рамках проведения совместных проверок на основе соглашения, утвержденного прокуратурой Архангельской области, а также с согласия Общества на доступ к необходимым для проверки документам.
Поскольку Общество не представило доказательств, опровергающих факт завышения субсидий и субвенций на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию за 2011 - 2012 годы, тарифов на холодную воду и водоотведение за 2011 - 2013 годы, а также доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого представления в части обязания Общества возвратить в местный бюджет 5 624 997 руб. 97 коп., в областной - 338 306 руб. 68 коп., выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований в этой части кассационная инстанция считает правильными.
Ссылка Общества на отсутствие со стороны администрации МО "Плесецкий район" каких-либо нарушений действующего законодательства, не относится к предмету настоящего спора об оспаривании представления, выданного Обществу.
Поскольку при рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.01.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2015 по делу N А05-11946/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савинскжилсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.