28 октября 2015 г. |
Дело N А56-55260/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Цыденова С.П. (доверенность от 19.05.2015), от акционерного общества "Главное управление обустройства войск" Тюгая В.С. (доверенность от 19.01.2015),
рассмотрев 21.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2015 (судья Егорова Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-55260/2014,
установил:
Акционерное общество "Главное управление обустройства войск", место нахождения: 119021, Москва, Комсомольский пр., д. 18, стр. 3, ОГРН 1097746390224, ИНН 7703702341 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: 193124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62, ОГРН 1037843006431, ИНН 7825493504 (далее - КЗРиЗ), оформленного письмом от 09.07.2014 N 25285, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 4700 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Пароходная ул., д. 17б, на кадастровой карте территории, подготовленной закрытым акционерным обществом "ЛИМБ" (далее - ЗАО "ЛИМБ), обязании КЗРиЗ утвердить указанную схему.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по градостроительству и архитектуре, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2 (далее - КГА), Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19 (далее - Минобороны РФ).
Решением от 02.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.07.2015, заявленные требования удовлетворены. Апелляционный суд на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену КЗРиЗ на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет).
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории предусмотрена лишь в случаях его предоставления в соответствии со статьями 30, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); вывод судов о возникновении у Общества права собственности на земельный участок в порядке приватизации не соответствует представленным в материалы дела документами; на основании заявления Общества в соответствии со статьей 36 ЗК РФ распоряжением КЗРиЗ от 06.09.2012 N 5829-рк утверждена схема расположения земельного участка площадью 321 кв. м для использования гаража. Также заявитель указывает, что между сторонами имеется спор о праве на земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу КГА указывает, что спорный земельный участок расположен в границах двух территориальных зон, а его часть - в границах береговой полосы Шлюпочного канала реки Караста; утверждение схемы земельного участка, в границах которого расположен сформированный земельный участок иной площади, противоречит действующему законодательству.
Минобороны РФ и КГА извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от 19.05.2009 N 433 утверждены условия приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Строительное управление обустройства войск Дальневосточного военного округа" (далее - Предприятие) путем преобразования в открытое акционерное общество "Строительное управление обустройства войск Дальневосточного военного округа" (правопредшественник Общества; далее - ОАО "СУОВ ДВО") и состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, включающего, в частности, нежилое здание площадью 261,9 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Пароходная ул., д. 17б. Право собственности ОАО "СУОВ ДВО" на этом здание 14.08.2009 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством серии 78-АД N 296069.
ОАО "СУОВ ДВО" 24.04.2012 обратилось в КЗРиЗ с заявлением об утверждении границ и схемы расположения земельного участка необходимого для использования упомянутого здания, в соответствии со схемой планировки и застройки участка, выданной КГА письмом от 27.12.2011 N 1-4-80716/5.
По результатам топогеодезических работ, принятых ОАО "СУОВ ДВО", КЗРиЗ распоряжением от 06.09.2012 N 5829-рк утвердил схему расположения земельного участка площадью 321 кв. м по указанному выше адресу, установив ряд ограничений в использовании участка. Земельный участок 22.08.2014 поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 78:40:2054104:1174.
Общество 24.06.2014 обратилось к КЗРиЗ с заявлением об утверждении подготовленной ЗАО "ЛИМБ" схемы расположения земельного участка площадью 4700 кв. м по этому же адресу для эксплуатации объекта недвижимости, размещения стоянок техники и складирования оборудования, приложив к нему копии устава, приказа Минобороны РФ от 19.05.2009 N 433, свидетельства ОАО "СУОВ ДВО", передаточного акта.
Письмом от 09.07.2014 N 25285 КЗРиЗ, сославшись на свое распоряжение от 06.09.2012 N 5829-рк, возвратил Обществу представленные документы в связи с отсутствием оснований для формирования участка в границах, не соответствующих заключению КГА.
Общество, считая отказ КЗРиЗ в утверждении схемы земельного участка площадью 4700 кв. м незаконным и нарушающим право на последующее оформление его в собственность, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу, что земельный участок площадью 4700 кв. м приобретен Обществом в собственность в порядке приватизации, заявителем представлены необходимые документы, являющиеся основанием для утверждения схемы расположения земельного участка, со ссылкой на пункт 7 статьи 36 ЗК РФ удовлетворили заявленные требования. Апелляционный суд также указал, что спорный земельный участок не относится к собственности Санкт-Петербурга или к землям, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка, принятый распоряжением правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 N 31-рп (далее - Порядок), в данном случае не применяется.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых они расположены.
В силу пункта 7 этой же статьи в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ). Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно абзацу второму пункта 4 Порядка при принятии решения об утверждении границ земельного участка в установленных действующим законодательством случаях утверждается схема расположения земельного участка.
Согласно пункту 6-1 Порядка КЗРиЗ утверждает границы земельного участка при наличии графических материалов, в том числе:
- утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории (пункт 6-1.1);
- проекта границ землепользования, ранее разработанного КГА в установленном порядке (пункт 6-1.2);
- схемы (плана) земельного участка в масштабе 1:2000 с нанесенными ориентировочными границами земельного участка, разработанной и утвержденной в установленном порядке КГА и (или) КЗРиЗ (пункт 6-1.3).
Согласно пункту 9 Порядка КГА осуществляет подготовку схемы в соответствии с пунктом 6-1.3 настоящего Порядка в случаях, предусмотренных в пунктах 5.4 - 5.6 Порядка, а также при определении границ земельных участков, необходимых для использования расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что подготовка проекта правового акта об утверждении границ земельного участка осуществляется после выполнения в установленном порядке топогеодезических работ на основании обращения заявителя в КЗРиЗ с комплектом документов, необходимых для его подготовки, в состав которых согласно пункту 17 входят документы, подтверждающие, что земельный участок ранее был предоставлен землепользователю (лицу, правопреемником которого является землепользователь), включая исторический (при его наличии) и картографический материал.
Сторонами не оспаривается, что распоряжением КЗРиЗ от 06.09.2012 N 5829-рк ОАО "СУОВ ДВО" (правопредшественнику заявителя) утверждена схема расположения необходимого для эксплуатации нежилого здания земельного участка на кадастровой карте территории.
Общество при подаче 24.06.2014 заявления о повторном утверждении схемы земельного участка необходимого для эксплуатации этого объекта недвижимости в нарушении пункта 6.1.3 Порядка не представило в КЗРиЗ подготовленную КГА схему (план), а также документы, подтверждающие, что земельный участок ранее был предоставлен землепользователю.
То обстоятельство, что в составе подлежащего приватизации имущественного комплекса Предприятия указан земельный участок площадью 0,47 га, не может служить основанием для обязания КЗРиЗ утвердить схему земельного участка, подготовленную ЗАО "ЛИМБ". На момент приватизации границы участка площадью 0,47 га не определены, отсутствует его кадастровый учет, а правоустанавливающие документы о выделении участка такой площади Предприятию для строительства (эксплуатации) нежилого здания, которые позволили бы определить его конфигурацию, не представлены.
Следовательно, ссылка судов на нарушение КЗРиЗ требований пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, является неправомерной, поскольку земельный участок для эксплуатации принадлежащего Обществу объекта недвижимости на момент принятия судом первой инстанции решения сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
Суд первой инстанции, указав, что для постановки участка на кадастровый учет КЗРиЗ обязан совершить действия по его формированию, не учел требования пункта 2 части 2 статьи 26, пункта 4 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод судов о несоответствии оспариваемого отказа КЗРиЗ действующему законодательству и нарушении им прав Общества на приобретение земельного участка связан с неправильным применением норм материального права, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А56-55260/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.