11 ноября 2015 г. |
Дело N А52-453/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Асмыковича А.В., Мунтян Л.Б.,
при участии от Частного лечебно - профилактического учреждения "Санаторий Череха" Вульфсона Д.С. (доверенность от 09.11.2015) и Вульфсона А.Д. (доверенность от 09.11.2015),
рассмотрев 10.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Частного лечебно - профилактического учреждения "Санаторий Череха" на решение Арбитражного суда Псковской области от 29.04.2015 (судья Орлов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 (судьи Виноградова Т.В., Мурахина Н.В., Ралько О.Б.) по делу N А52-453/2015,
установил:
Частное лечебно - профилактического учреждение "Санаторий Череха", место нахождения: 180560, город Псков, Санаторная улица, дом 3, ОГРН 1026002342497, ИНН 6018007417 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным пункта 4 предписания Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, место нахождения: 180001, город Псков, улица Некрасова, дом 23 (далее - Комитет), от 18.11.2014 N 38.
Решением суда первой инстанции от 29.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.07.2015, в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит решение и постановление судов отменить.
В судебном заседании представители Учреждения поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании приказа от 08.10.2014 N 909 Комитет 10.11.2014 провел в отношении Учреждения внеплановую проверку с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 29.10.2013 N 34.
В ходе проверки установлено, что Учреждение не выполнило, в том числе пункты 4 и 5 ранее выданного предписания.
По результатам проверки Комитетом был составлен акт от 18.11.2014 N А-01-СВ-039/14, а также выдано Учреждению предписание от 18.11.2014 N 38 (далее - Предписание N 38), в котором предложено в срок до 18.07.2015, в том числе, обеспечить наличием руководителей медицинской организации высшим медицинским образованием, послевузовским и (или) дополнительным профессиональным образованием, предусмотренным квалификационными требованиями к специальностям с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификатом специалиста, а также дополнительным профессиональным образованием и сертификатом специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", стажем работы по специальности более 5 лет.
Однако Учреждение не согласилось с законностью пункта 4 Предписания N 38 и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций отказали в удовлетворении заявления, правомерно исходя из следующего.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Положения пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ предусматривают, что медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено "Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 4 названного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н утвержден "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих" (далее - Справочник).
Согласно названному Справочнику установлены требования к квалификации Главного врача (президента, директора, заведующего, управляющего, начальника) медицинской организации: высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология", послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
В данном случае судами установлено и из материалов дела следует, что на момент выдачи оспариваемого Предписания N 38 в Учреждении создан коллегиальный орган управления, в состав которого входят директор и главный врач. Руководство медицинской деятельностью Учреждения осуществляет главный врач Зарецкая Л.И. на основании трудового договора от 02.06.2014, общее руководство деятельностью - исполняющий обязанности директора Бадаш О.А. на основании трудового договора от 28.06.2014, у которой отсутствует высшее медицинское образование, дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
В силу пункта 6 части I раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Справочника лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.
Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.
Из материалов дела не следует и судами не установлено, что Бадаш О.А. соответствует занимаемой должности исполняющего директора Учреждения.
Кроме того, суды двух инстанций, ссылаясь на статью 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, на пункты 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" сделали вывод о том, что при наличии коллегиального органа управления в медицинском учреждении, в котором руководители Учреждения действуют совместно, требования о наличии соответствующего медицинского образования распространяются на любого из руководителей - членов коллегиального органа управления.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обоснованно отказали Учреждению в признании пункта 4 оспариваемого Предписания N 38 недействительным.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку фактическим обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, то основания, установленные статьей 288 АПК РФ, для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 29.04.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по делу N А52-453/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Частного лечебно - профилактического учреждения "Санаторий Череха" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.