12 ноября 2015 г. |
Дело N А56-187/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Самсоновой Л.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Дворецковой Л.Н. (доверенность от 19.05.2015 N 14910-421), от судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Харичкина А.Н. - Онькова В.С. (доверенность от 10.11.2015),
рассмотрев 10.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Харичкина А.Н. на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу N А56-187/2015 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.),
установил:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (правопреемник Комитета по управлению городским имуществом; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Харичкина А.Н. (далее - судебный пристав) выраженного в неисполнении требований исполнительного листа от 27.06.2013 серии АС N 004447022.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2015 (судья Семенова И.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.07.2015 указанное решение отменено, бездействие судебного пристава признано незаконным.
В кассационной жалобе судебный пристав, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит постановление суда отменить.
В судебном заседании представитель судебного пристава поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Комитета, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено апелляционным судом, судебный пристав на основании исполнительного листа серии АС N 004447022, выданного 27.06.2013 Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5185/2013, 27.08.2013 возбудил исполнительное производство N 12590/13/22/78 об истребовании земельного участка площадью 63 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Седова у дома 11, литера АБ, из незаконного владения индивидуального предпринимателя Колоницкого Д.Ю. Должнику установлен пятидневный срок для исполнения требования исполнительного документа.
Поскольку должник в предоставленный для добровольного исполнения пятидневный срок требования, содержащиеся в исполнительном листе, не выполнил, судебный пристав вынес постановление от 19.08.2014 о взыскании с предпринимателя исполнительского сбора в размере 5000 руб.
В связи с неуплатой исполнительского сбора, судебный пристав постановлением от 20.08.2014 обратил взыскание на денежные средства, находящиеся на счете должника.
Судебный пристав 05.02.2015 вынес постановление об окончании исполнительного производства N 12590/13/22/78.
Посчитав, что требования исполнительного документа в установленный законом срок судебным приставом не исполнены, Комитет обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал, что судебным приставом незаконного бездействия не допущено, и отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция, придя к выводу, что бездействие пристава-исполнителя противоречит Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), а также нарушает права и законные интересы заявителя, отменила решение суда первой инстанции и удовлетворила требования Комитета в полном объеме.
Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения жалобы судебного пристава ввиду следующего.
В силу статьи 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения определена в качестве принципа исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Закона N 229-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом N 229-ФЗ, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. При этом согласно части 8 той же статьи истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
Указанный в части 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ двухмесячный срок не является пресекательным, но установлен в интересах взыскателя и гарантирует ему возможность реализации права на удовлетворение его требований к должнику, в силу чего судебный пристав-исполнитель обязан в течение двух месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа принять все установленные меры для исполнения названного документа.
Как установлено частью 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ, исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В частности к исполнительным относятся следующие действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 1); давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах (пункт 4); запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию (пункт 11); взыскивать исполнительский сбор (пункт 13).
В силу части 1 статьи 68 Закона N 229-ФЗ действия, указанные в исполнительном документе являются мерами принудительного исполнения.
Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) и особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, определены в статьях 105 и 107 Закона N 229-ФЗ.
В соответствии со статьей 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Законом.
Исполнение требования об освобождении земельного участка (об обязании должника освободить земельный участок) включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе (часть 3 статьи 107 Закона N 229-ФЗ).
В силу частей 8 и 9 статьи 107 Закона N 229-ФЗ в целях принудительного выселения и освобождения нежилого помещения, земельного участка или сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию, а также может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника.
Приведенные нормы предполагают совершение судебным приставом наряду с исполнительными действиями, направленными на создание условий для применения мер принудительного исполнения, также организацию и совершение данных мер.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции счел недоказанным принятие в двухмесячный срок с момента возбуждения исполнительного производства и по момент обращения Комитета с заявлением в арбитражный суд принудительных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих надлежащему и своевременному исполнению исполнительного документа, материалы дела не содержат.
Таким образом, выводы апелляционного суда о незаконности бездействия судебного пристава, не предпринявшего в установленный законом срок мер, направленных на принудительное исполнение исполнительного документа, соответствуют установленным обстоятельствам и не противоречат нормам материального права.
Довод судебного пристава о том, что 14.01.2015 спорный земельный участок был освобожден, а исполнительное производство 05.02.2015 окончено не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку в данном случае из материалов дела усматривается, что Комитет оспаривает бездействие судебного пристава в период с момента истечения двухмесячного срока установленного законом по момент обращения Комитета с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2015 по делу N А56-187/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу Харичкина А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.