12 ноября 2015 г. |
Дело N А56-9539/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПаркингСтройИнвест" Филина Г.Г. (доверенность от 18.06.2015), от Комитета по строительству Мануйловой О.П. (доверенность от 14.09.2015), от правительства Санкт-Петербурга Мануйловой О.П. (доверенность от 18.09.2015), Хасаншина Д.М. (доверенность от 17.01.2015),
рассмотрев 11.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2015 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-9539/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПаркингСтройИнвест", место нахождения: 195426, Санкт-Петербург, Хасанская ул., д. 1, корп. 2, лит. А, ОГРН 1077847316733, ИНН 7838380106 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342, и правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), в предоставлении Обществу земельного участка площадью 6220 кв. м с кадастровым номером 78:11:6151:13, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Хасанская ул., участок 1 (западнее д. 5а, лит. Ж по Хасанской ул.), для строительства многоэтажного гаража, а также об обязании Правительства в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка путем издания соответствующего постановления.
Решением от 22.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2014, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.12.2014 решение от 22.05.2014 и постановление от 09.10.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 19.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.07.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет по строительству, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывают податели жалобы, суды не учли наличие различий в характеристиках охранных зон, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 78:11:6151:12 и 78:11:6151:13; само по себе совпадение адреса, площади и конфигурации названных земельных участков не свидетельствует об их тождественности; согласно кадастровому паспорту от 16.05.2011 N 199 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 78:11:6151:13 внесен в государственный кадастр недвижимости после принятия Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) распоряжения от 16.08.2010 N 2615 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка".
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Правительства заявил ходатайство об объявлении перерыва с целью предоставления в суд распоряжения КГА о признании утратившим силу распоряжения КГА от 16.08.2010 N 2615. Представитель Общества просил ходатайство отклонить. Учитывая, что суд кассационной инстанции новые доказательства не исследует, ходатайство об объявлении перерыва отклонено.
В судебном заседании представитель Правительства и Комитета по строительству поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества - в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 03.06.2008 N 641, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на земельном участке площадью 6770 кв. м с кадастровым номером 78:11:6151:10, расположенном по адресу: Красногвардейский район, Хасанская ул., участок 1 (напротив д. 5а лит. Ж по Хасанской ул.), в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного паркинга.
КГА распоряжением от 14.05.2009 N 129-пр утвердил проект границ земельного участка площадью 5150 кв. м по адресу: Красногвардейский район, Хасанская ул., участок 1 (западнее д. 5а, лит. Ж по Хасанской ул.), а распоряжением от 10.06.2009 N 178-пр - изменил площадь участка в границах проектирования на 6220 кв. м.
Постановлением Правительства от 22.12.2009 N 1471 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 6220 кв. м с кадастровым номером 78:11:6151:12 по указанному выше адресу в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного паркинга.
В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и на основании рекомендаций Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга, изложенных в протоколе от 28.07.2010 N 44, КГА распоряжением от 16.08.2010 N 2615 предоставил Обществу разрешение на условно разрешенный вид использования - "для размещения многоэтажных и подземных гаражей" - для земельного участка площадью 6220 кв. м с кадастровым номером 78:11:6151:12.
КГА распоряжением от 29.11.2010 N 3749 утвердил акт о выборе земельного участка для строительства площадью 6220 кв. м по указанному выше адресу.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании инженерно-градостроительной документации, представленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение 2004 года). В составе данной документации представлены заключения КГА от 08.02.2010 N 1-1-6490/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитете по энергетике) от 14.05.2010 N 266, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 31.08.2010 N 11-1062-1, распоряжения КГА от 10.06.2009 N 178-пр, от 16.08.2010 N 2615. Данный акт подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Комитетом по строительству.
После утверждения акта о выборе земельный участок площадью 6220 кв. м 16.05.2011 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 78:11:6151:13.
Общество 27.11.2013 обратилось в Комитет по строительству, осуществляющий в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение 2010 года), подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства, с заявлением о предоставлении спорного участка для строительства многоэтажного паркинга и подготовке проекта соответствующего постановления Правительства. Вместе с заявлением Общество представило заключение КЗРиЗ от 29.10.2013 N 6545/7, заключения КУГИ от 18.10.2013 N 27330-32, КГИОП от 01.11.2012 N 2-12244-1, Комитета по энергетике от 10.04.2013 N 221, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2013, кадастровый паспорт от 16.05.2011, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 25.10.2013, заключение ГУП "ГУИОН" от 22.11.2013.
Письмом от 29.11.2013 N 14-25273/13 Комитет по строительству возвратил документы Обществу на доработку, указав, что по результатам проведенной экспертизы выявлены следующие замечания: распоряжение КГА от 16.08.2010 N 2615 принято в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:11:6151:12, что свидетельствует об отсутствии решения на условно разрешенный вид использования в отношении участка с кадастровым номером 78:11:6151:13; в информационном сообщении, опубликованном 16.06.2009 в N 107 (4375) газеты "Невское время", указан участок площадью 5150 кв. м, в то время как площадь испрашиваемого участка составляет 6220 кв. м. В этом же письме Комитет по строительству указал, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует три года.
Общество, ссылаясь на то, что отказ в предоставлении участка, выраженный в письме Комитета по строительству о возврате документов на доработку, не соответствует пункту 8 статьи 31, пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, а также установив, что земельный участок с кадастровым номером 78:11:6151:12 и испрашиваемый являются идентичными объектами по адресу, площади и конфигурации, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга в период оспариваемого бездействия регулировался Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением 2010 года.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого, то есть без проведения торгов, предоставления земельных участков для строительства в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
В период оформления акта выбора спорного земельного участка правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства в Санкт-Петербурге регулировались Положением 2004 года.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в Комитет по строительству, в полномочия которого входит осуществление приема, регистрации и рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции в Санкт-Петербурге; Обществом соблюдена процедура выбора земельного участка для строительства, предусмотренная статьей 31 ЗК РФ и указанными нормативными правовыми актами, акт выбора земельного участка утвержден уполномоченным органом, получены все необходимые разрешения и согласования, оплачены и проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет; все необходимые документы переданы в Правительство для решения вопроса о предоставлении участка для строительства.
Пунктами 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения 2010 года предусмотрено, что Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению 2010 года; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; в случае отсутствия основания для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения 2010 года.
Поскольку Общество представило все необходимые документы, предусмотренные статьей 32 ЗК РФ и Положением 2010 года, но Правительство не приняло решения о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка для строительства и не доказало наличие законных оснований для отказа в предоставлении этого участка, суды обеих инстанций обоснованно признали оспариваемое бездействие незаконным и обязали Правительство принять соответствующее решение.
Суды, проанализировав материалы дела, правомерно признали несостоятельным довод Правительства об отсутствии разрешения на условно разрешенный вид использования испрашиваемого участка "для размещения многоэтажных и подземных гаражей", поскольку сформированный для проведения проектно-изыскательских работ земельный участок с кадастровым номером 78:11:6151:12, в отношении которого было выдано указанное разрешение, идентичен испрашиваемому участку с кадастровым номером 78:11:6151:13 по адресу, площади и конфигурации, что подтверждается заключением КГА от 04.12.2012 N 1-4-75927/5, а также данными кадастровых паспортов от 18.11.2009 N 16441 и от 16.05.2011 N 199. Тот факт, что был изменен кадастровый номер спорного земельного участка, не свидетельствует о необходимости получения нового разрешения на тот же условно разрешенный вид использования испрашиваемого участка "для размещения многоэтажных и подземных гаражей", который уже был определен в установленном порядке.
Иные доводы, приведенные Правительством и Комитетом по строительству в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
С учетом того, что суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, а также правильно применили нормы материального права, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А56-9539/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.