05 ноября 2015 г. |
Дело N А56-67704/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РИВЕРА" Малтыза И.Н. (доверенность от 01.10.2014), от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Никитина Д.В. (доверенность от 01.02.2013 N 7/391), от Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга Курганова С.В. (доверенность от 15.09.2015 N 207-11-76/15), от правительства Санкт-Петербурга Никитина А.А. (доверенность от 07.09.2015 N 07-125/579), Краснобаева Е.И. (доверенность от 09.04.2015 N 07-125/292), от Комитета по строительству Краснобаева Е.И. (доверенность от 12.01.2015 N 30/15),
рассмотрев 28.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИВЕРА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2015 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-67704/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РИВЕРА", место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 64, лит. К, пом. 14Н, ОГРН 5067847120116, ИНН 7814347854 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), по заявлению Общества о предоставлении земельного участка площадью 1582 кв. м с кадастровым номером 78:31:0145501:2416, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Исполкомская ул., участок 21 (севернее дома 16, литера А по Исполкомской улице), для строительства многоэтажного гаража и обязании Правительства принять решение о предоставлении участка.
Определениями от 21.10.2014, от 17.12.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - КГИОП), и Комитет по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2 (далее - КГА).
Решением от 30.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.07.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, заявление удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, испрашиваемый земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет до утверждения территориальных зон; к такому земельному участку применяется регламент той зоны, площадь которой в составе участка больше; красная линия может быть установлена только по границе территориальной зоны ТР2, с которой граничит спорный участок; в данном квартале красные линии были утверждены приказом председателя КГА от 11.11.2005 N 255 и не могут считаться установленными, поскольку порядок утверждения красных линий, определенный Градостроительным кодексом Российской Федерации, не соблюден; в акте выбора земельного участка имеется подпись представителя КГИОП, следовательно предварительное место размещения объекта было с ним согласовано; в акте выбора также имеется ссылка на санитарно-эпидемиологическое заключение.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет по строительству просят оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Правительства, Комитета по строительству, КГИОП и КГА возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, на основании постановления Правительства от 02.03.2010 N 201 Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Общество 29.05.2010 заключили договор N 00/ЗКИ-006132 аренды земельного участка площадью 1648 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Исполкомская улица, участок 1 (севернее дома 16, литера А по Исполкомской улице), для проведения изыскательских работ.
Распоряжением Комитета по строительству от 16.08.2011 N 237 утвержден акт выбора земельного участка площадью 1582 кв. м для строительства по адресу: Центральный район, Исполкомская улица, участок 1 (севернее дома 16, литера А по Исполкомской улице), которым определено функциональное назначение объекта недвижимости - для многоэтажного гаража.
Земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается его кадастровым паспортом.
Общество 13.08.2014 обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении участка для строительства.
Письмом от 18.08.2014 N 14-16635/14 Комитет по строительству возвратил Обществу комплект документов в связи с неустранением ранее указанных замечаний к представленным Обществом документам, в том числе указал на то, что заключение КГИОП не отвечает требованиям пункта 3.13.3 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813).
Ссылаясь на то, что решение по заявлению Общества о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении участка для строительства до настоящего времени не принято, что нарушает его права в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявления, не установив совокупности условий, приведенных в статьях 198, 201 АПК РФ.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Процедура предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ, проектирования и строительства регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 29 - 32), Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 282-43), Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813) в редакции, действовавшей на день подачи Обществом заявления.
Суды правильно применили указанные нормы права, а также статью 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1, 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закон Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", Закон Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Правила землепользования и застройки).
Судами установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-2-1) исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга, а в представленном Обществом письме КГИОП от 24.07.2014 N 2-8501-02 в нарушение требований Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и пункта 3.13.3 Положения N 1813 отсутствовали сведения о возможности проведения строительных работ в границах данного участка.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" и Законом Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" названный земельный участок расположен в пределах двух функциональных зон: зоны среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (ЗЖД), и зоны зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения (Р2), а также в пределах двух территориальных зон: зоны среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, объектов общественно-деловой застройки, расположенных на территории исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга (за исключением исторических пригородов), с включением объектов инженерной инфраструктуры (ТЗЖДЗ) и зоны зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов инженерной инфраструктуры (ТР2).
В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон; границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне; формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Установив, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки расположен в двух территориальных зонах, суды правомерно указали на данное обстоятельство как на основание, препятствующее предоставлению Обществу участка для строительства.
Судами отмечено, что градостроительным регламентом территориальной зоны "ТЗЖДЗ" вид использования "для размещения многоэтажных и подземных гаражей" отнесен к основному виду разрешенного использования земельного участка при условии, что земельный участок непосредственно примыкает к красным линиям улиц; регламентом территориальной зоны "ТР2" указанный вид использования не предусмотрен.
Судами установлено, что испрашиваемый земельный участок не примыкает к красным линиям Исполкомской улицы; до настоящего времени проект планировки, доработанный в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2008 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в редакции Закона Санкт-Петербурга от 25.06.2014 N 417-65 "О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" путем определения местоположения красных линий в составе документации по проекту планировки территории на проверку в КГА не поступал.
Судами также принято во внимание, что испрашиваемый Обществом земельный участок непосредственно примыкает к фасаду жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Бакунина, д. 19-25, лит. А, а в материалах дела отсутствует заключение уполномоченного органа о соответствии предполагаемого использования земельного участка и возводимого объекта действующим санитарным нормам и правилам, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
При таких обстоятельствах суды правомерно признали, что заявление Общества удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу N А56-67704/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ривера" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.