12 ноября 2015 г. |
Дело N А42-9863/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Бурматовой Г.Е., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области Кормильцевой И.Г. (доверенность от 02.11.2015), Сахаровой Ю.В. (доверенность от 06.10.2015),
рассмотрев 11.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2015 (судья Муратшаев Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-9863/20144,
установил:
Товарищество собственников жилья "Заводской городок", место нахождения: улица Сивко, дом 4, город Полярный, Мурманская область, 184650, ОГРН 1105110000082, (далее - Товарищество, ТСЖ "Заводской городок") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 30.09.2014 N 22-юр в части доначисления: минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) в сумме 562 896 руб.; налога на прибыль в сумме 3 816 084 руб., доначисления пени в сумме 1 037 445 руб. 71 коп.; привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 763 217 руб.; привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС в виде штрафа в сумме 1 150 825 руб.; привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в сумме 4 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.07.2015, заявленные требования удовлетворены частично. Решение Инспекции признано недействительным в части доначисления ЕН по УСН в сумме 562 896 руб., налога на прибыль в сумме 3 816 084 руб., доначисления соответствующих пени и санкций, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС в виде штрафа в сумме 1 150 825 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, плата членов ТСЖ "Заводской городок" за работы (услуги) по обеспечению надлежащего состояния жилого дома и придомовой территории, по содержанию и ремонту нежилых помещений, по капитальному ремонту дома, а также плата за коммунальные услуги является выручкой Товарищества, в связи с чем им превышен размер доходов в 3 квартале 2011 года и оно утратило право на применение УСН.
В отзыве на жалобу Товарищество просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы.
Товарищество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, направило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ТСЖ "Заводской городок".
Законность обжалуемых судебных актов рассмотрена в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Заводской городок" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, о чем составлен акт от 26.08.2014 N 02-О-18/23 и принято решение от 30.09.2014 N 22-юр о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Товариществу доначислены налог по УСН в сумме 562 896 руб., налог на прибыль в сумме 3 816 084 руб., пени в сумме 1 037 445,71 руб. Налогоплательщик также привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за неправомерное непредставление деклараций по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа в сумме 1 150 825 руб.; по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 763 217 руб.; по статье 123 НК РФ за неправомерное не перечисление в установленный срок НДФЛ в виде штрафа в сумме 6 017 руб.; по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в сумме 4 000 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 24.11.2014 N 394 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Считая решение Инспекции не соответствующим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, ТСЖ "Заводской городок" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа в части.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовались следующим.
Согласно уставу ТСЖ "Заводской городок" является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений в многоквартирных домах для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах, осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данных многоквартирных домах, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
ТСЖ "Заводской городок", основанное на членстве добровольное объединение собственников помещений для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации, владения, в установленных законодательством, пределах распоряжения этим имуществом, является негосударственной некоммерческой организацией, не преследующей извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Основными целями деятельности Товарищества являются: совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме; реализация собственникам жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленном законодательством пределах распоряжению общим имуществом.
В соответствии с уставом ТСЖ "Заводской городок", утвержденным решением общего собрания N 1 от 29.01.2010 года, Товарищество объединяет собственников жилья домов по ул. Видяева д. 2, д. 3, д. 5, д. 7, д. 9, д. 10 д. 11, д. 12, ул. Гагарина д. 2, д. 3, д. 4, д. 5, д. 6, д. 7, ул. Героев Тумана д. 1, д. 2, д. 3, д. 5, д. 6, д. 8, д. 9, д. 10, д. 11, д. 12, д. 13, ул. Лунина д. 3, д. 5, д. 7, д. 8, д. 9, д. 10, д. 11, д. 12, д. 13.
Товарищество осуществляет: управление многоквартирным домом; проведение мероприятий по распределению между членами Товарищества обязанностей по возмещению соответствующих издержек по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества, обеспечению надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества; обеспечение предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений; проведение мероприятий по благоустройству и озеленению придомовой территории и т.п.
В проверяемом периоде налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения, выбрав в соответствии с пунктом 2 статьи 346.18 НК РФ объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
По мнению Инспекции, налогоплательщик занизил доходы и превысил предельный размер выручки, в связи с чем он утратил право на применение УСН с 3 квартала 2011 года, поэтому ему доначислен налог по УСН за 1, 2 кварталы 2011 года в сумме 562 896 руб., а также налог на прибыль за 2011 год в сумме 1 216 186 руб. По результатам проверки выручки от реализации за 2012 год налогоплательщику доначислен налог на прибыль за 2012 год в сумме 2 599 898 руб. Кроме того, ТСЖ "Заводской городок" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за не предоставление в налоговый орган деклараций по налогу на прибыль и НДС за 2011 и 2012 годы.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком (пункт 2 статьи 346.14 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 246 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
На основании статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В силу статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ предусмотрено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Таким образом, ТСЖ (ЖСК) при исчислении налога на прибыль не учитывают вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.
На основании изложенного судами обеих инстанций сделан правильный вывод о том, что Товарищество в силу указанной нормы правомерно не учитывало в составе доходов за 2011 год денежные средства, полученные от собственников на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества.
Федеральным законом от 16.11.2011 N 320-ФЗ "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в статью 251 НК РФ, содержащую перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Согласно внесенным поправкам к средствам целевого финансирования, поименованным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, относится имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Таким образом, с 1 января 2012 года средства, полученные от собственников помещений на ремонт общего имущества многоквартирных домов на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, включены в перечень средств, относящихся к целевому финансированию. Следовательно, в силу прямого указания закона средства, поступившие в 2012 году на финансирование содержания и ремонта общего имущества в общей сумме 30 524 419,24 руб., не подлежат учету в качестве дохода Товарищества.
Относительно платежей физических лиц за коммунальные услуги судами обеих инстанций правомерно учтено следующее.
В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Проанализировав вышеуказанные нормы права во взаимосвязи со статьями 161, 162 Жилищного кодекса, суды обеих инстанций правомерно указали, что товарищество собственников жилья представляет собой объединение жильцов для управления многоквартирным домом для удобства такого управления, и которое, будучи потребительским кооперативом, действует строго в интересах его членов, имеет только то имущество, которым наделили его участники и выполняет, в частности, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям без оплаты указанных услуг.
В 2011 - 2012 годах собственники помещений (граждане) оплачивали потребленные ими коммунальные ресурсы Товариществу, а Товарищество оплачивало потребленные гражданами ресурсы поставщикам, руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
В силу пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса товарищество обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Заводской городок" выступало в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений (членов ТСЖ), поскольку не имело самостоятельного экономического интереса, отличного от интересов граждан - членов ТСЖ.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, учитывая правовой статус товарищества собственников жилья, пришли к обоснованному выводу о том, что денежные средства, перечисленные гражданами для оплаты коммунальных платежей и поступившие ресурсоснабжающим организациям, не подлежат включению в состав доходов и расходов Товарищества.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов суда в отношении неправомерного включения в состав доходов сумм, перечисленных физическими лицами на проведение ремонта, капитального ремонт общего имущества, коммунальных платежей, размер доходов ТСЖ по итогам проверки за 2011 год составил 1 969 431 руб.
Пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ предусмотрено, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Согласно пункту 4.1 статьи 346.13 НК РФ ограничение по предельному размеру доходов при применении упрощенной системы с 1 января 2010 года составляет 60 млн. руб. и применяется по 31 декабря 2012 года включительно (статья 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Поскольку Товариществом не допущено в проверяемом периоде превышения предельного размера доходов, налоговый орган неправомерно признал ТСЖ "Заводской городок" утратившим право на применение УСН с 3 квартала 2011 года и произвел доначисление налогов по общей системе налогообложения с привлечением к ответственности и начислением пеней.
Что касается доначисления минимального налога по УСН за 1, 2 кварталы 2011 года в сумме 562 896 руб. и пеней в сумме 140 250,28 руб., то Инспекция в ходе проверки определила сумму доходов за 1, 2 кварталы 2011 года в размере 56 289 620 руб., в том числе: платежи населения за коммунальные услуги - 54 183 777 руб.; взаимозачеты, проведенные между ТСЖ и ОАО "Водоканал" - 484 778 руб.; средства собственников на проведение капитального ремонта общего имущества - 125 313 руб. Сумма расходов по данным Инспекции составила 56 030 933 руб.
Вместе с тем в силу положений статей 249, 250, 251 и пункта 1 статьи 346.15 НК РФ платежи населения за коммунальные услуги и средства собственников на проведение капитального ремонта общего имущества не являются доходом ТСЖ, следовательно, не подлежат включению в налоговую базу для исчисления и уплаты единого налога по УСН.
При таких обстоятельствах судами обеих инстанций решение инспекции обоснованно признано недействительным в оспариваемой части.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу N А42-9863/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.