17 ноября 2015 г. |
Дело N А56-1740/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Александровой Е.Н., Алешкевича О.А.,
при участии от Пулковской таможни Ермаковой И.П. (доверенность от 21.01.2015 N 08-10/00606), Шекурова П.Н. (доверенность от 29.12.2014 N 19-19/17912), от общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОПРОЕКТ" Рачковского В.В. (доверенность от 10.01.2015), Романова В.В. (доверенность от 10.01.2015),
рассмотрев 16.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2015 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Толкунов В.М.) по делу N А56-1740/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОПРОЕКТ" (место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, пер. Бойцова, 4, ОГРН 1027810289946, ИНН 7812022931; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) об оспаривании решений Пулковской таможни (место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, Стартовая ул., 7, лит. А, ОГРН 1037821027144, ИНН 7830001885; далее - таможня) от 10.12.2014 N 08-17/17041 и от 19.12.2014 N 08-17/17464 о возврате заявлений и документов без рассмотрения. Заявитель просит суд обязать таможню возвратить обществу излишне уплаченный налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 337 709 руб. 30 коп.
Решением суда от 06.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2015, заявленные требования общества удовлетворены, оспариваемые решения таможни признаны недействительными. На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал таможенный орган восстановить нарушенные права общества путем возврата последнему излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 337 709 руб. 30 коп.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неверную судебную оценку обстоятельств дела и на неправильное применение судами норм материального права - положений статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) и пункта 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). В связи с этим таможня указывает на то, что решение о внесении изменений или дополнений в декларацию на товары может свидетельствовать о факте излишней уплаты таможенных пошлин, налогов для целей осуществления возврата таможенным органом излишне уплаченных денежных средств в порядке статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
В отзыве на жалобу общество указывает на несостоятельность доводов таможни, на правовые и фактические основания для удовлетворения его требований судами двух инстанций.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы жалобы, а представители общества отклонили их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в ноябре 2014 года общество как получатель и декларант импортировало в Российскую Федерацию медицинское изделие - стент-графт ELLA и представило упомянутый товар к таможенному оформлению по декларациям на товары (ДТ) N 10221010/181114/0051029, 10221010/191114/0051134, 10221010/191114/0051135, указав в графе 47 ДТ ставку НДС в размере 0 процентов.
Таможенный орган отказал в выпуске товара, сославшись на неправильное заполнение граф 36 и 47 ДТ.
В дальнейшем общество вынуждено было при оформлении деклараций на товары (ДТ) N 10221010/201114/0051471; 10221010/201114/0051507; 10221010/201114/0051508; 10221010/251114/0052029; 10221010/091214/0054643 на тот же товар указать ставку НДС в размере 18 процентов.
По указанным пяти ДТ обществом был уплачен НДС по ставке 18 процентов на общую сумму 337 709 руб. 30 коп.; товар выпущен таможенным органом в заявленном таможенном режиме.
Полагая сумму НДС излишне уплаченной, общество обратилось в таможню с заявлениями о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Заявления зарегистрированы в таможне за N 18027 от 04.12.2014 и N 18710 от 15.12.2014.
Письмами от 10.12.2014 N 08-17/17041 и от 19.12.2014 N 08-17/17464 таможня оставила заявления без рассмотрения, указав на несоблюдение обществом положений статьи 147 Закона N 311-ФЗ; таможенный орган счел, что заявителем не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов.
Не согласившись с законностью означенных решений таможни, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у таможенного органа в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых решений.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 150 и подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз на территорию Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Согласно примечанию 1 к Перечню к перечисленной в нем медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России (Минздравсоцразвития России) порядке.
Ставка НДС 0 процентов предусмотрена, помимо прочего, в отношении изделия медицинского назначения с кодом ОКП 94 4480.
При декларировании товара общество наряду с обязательными документами, предоставление которых предусмотрено положениями Таможенного кодекса Таможенного союза и Закона N 311-ФЗ (уставные и учредительные документы, коммерческие и транспортные документы) также представило документы, подтверждающие соответствие характера ввозимых товаров условиям предоставления освобождения от уплаты НДС, в том числе регистрационное удостоверение от 30.06.2008 N ФСЗ 2008/02231, в котором указан код ОКП 94 4480 и наименование изделия медицинского назначения - стент-графт ELLA.
Суды обоснованно отклонили ссылку таможни на разъяснения Росздравнадзора от 28.08.2007 N 04-16491/07 "О регистрации изделий медицинского назначения", согласно которым при указании в регистрационном удостоверении терминов "в составе" или "в комплекте" при таможенном оформлении должны быть представлены все указанные в регистрационном удостоверении (или приложении к регистрационному удостоверению) составляющие изделия медицинского назначения (изделия медицинской техники).
При этом суды (с учетом имеющихся в материалах дела инструкции по использованию заявленного к таможенному оформлению товара, дополнения от 01.01.2014 к дистрибьюторскому соглашению от 14.09.2007, а также письма от 31.10.2014 производителя товара - компании "ЭЛЛА-ЦС") указали, что представленное обществом при таможенном оформлении товара регистрационное удостоверение распространяется на весь ввезенный товар, поскольку интродьюсер, толкатель и баллонный катетер являются неотъемлемой частью одного товара "стент-графт ELLA"; эти составные части товара не были задекларированы и не ввозились как самостоятельный товар; в графе 31 всех рассматриваемых ДТ указано, что стент-графт ELLA состоит из интродьюсера, толкателя и баллонного катетера и для удобства транспортировки и сохранности перевозится в разобранном виде, упакован в отдельные контейнеры; стент-графт ELLA поставляется с системой доставки.
Таким образом, суды удостоверились в том, что ввозимый обществом товар является единым и неделимым; у таможни не имелось оснований полагать, что к таможенному оформлению предъявлен какой-то иной товар, не поименованный в регистрационном удостоверении от 30.06.2008 N ФСЗ 2008/02231; этот товар правомерно отнесен заявителем к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике применительно к Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19.
Правомерность применения обществом льготы по НДС в отношении пяти рассматриваемых ДТ связана с тем, что, как обоснованно признали суды, при оценке заявлений общества в распоряжении таможенного органа имелись поданные обществом декларации, в которых указана в том числе уплаченная сумма налога по ставке 18 процентов, и все платежные документы, которые также дополнительно были приложены к заявлениям о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Ранее общество подавало ДТ на этот же товар, указывая в графе 47 ставку НДС 0 процентов, но в выпуске товара было отказано.
Как правомерно указал апелляционный суд, в рассматриваемой ситуации требование таможенного органа о представлении такого документа, подтверждающего излишнюю уплату таможенных платежей, как копия решения о внесении изменений в ДТ и корректировке ДТ, не основано на положениях таможенного законодательства и свидетельствует об излишне формальном подходе таможенного органа к разрешению вопроса, о нежелании по существу рассмотреть требование общества и вернуть излишне уплаченную сумму налога.
Апелляционный суд правомерно отклонил соответствующий довод таможни; этот довод основан на ошибочном толковании норм права, закрепленных в статье 147 Закона N 311-ФЗ и пункте 2 статьи 191 ТК ТС, поскольку таковые не связывают право плательщика таможенных пошлин, налогов (декларанта) на возврат (зачет) излишне уплаченных таможенных платежей с его же обязанностью по внесению изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товара. О факте излишней уплаты таможенных пошлин, налогов свидетельствуют документы, которыми декларант и таможенный орган располагал как в ходе декларирования и выпуска товара, так и при подаче обществом заявлений о возврате НДС.
Имеющийся в деле акт сверки расчетов подтверждает отсутствие спора по размеру излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах у судов имелись все основания для восстановления нарушенных прав общества в порядке статьи 201 АПК РФ путем возврата ему излишне уплаченного НДС.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 по делу N А56-1740/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.