19 ноября 2015 г. |
Дело N А21-216/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТБ ЛОДЖИСТИК" Татаринцева Б.А. (доверенность от 24.06.2015 N 6), от Калининградской областной таможни Деревлева И.В. (доверенность от 10.11.2015 N 48), Штацкого Р.А. (доверенность от 19.11.2014 N 177),
рассмотрев 17.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу N А21-216/2015 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Толкунов В.М.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТБ ЛОДЖИСТИК", место нахождения: 109263, Москва, улица Чистова, дом 24А, ОГРН 1087746250118, ИНН 7719670590 (далее - Общество, ООО "ТБ ЛОДЖИСТИК") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградскому акцизному таможенному посту (со статусом юридического лица), место нахождения: 238420, Калининградская область, город Багратионовский, улица Дружбы, дом 16Б, ОГРН 1103925001740, ИНН 3915501985 (далее - Таможенный пост) о признании недействительным в полном объеме требования об уплате таможенных платежей от 18.12.2014 N 10009200/29Б.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Центральная акцизная таможня, место нахождения: 109240, Москва, Яузская улица, дом 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2015 (судья Ефименко С.Г.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 решение суда первой инстанции от 07.04.2015 отменено, требование Таможенного поста об уплате таможенных платежей от 18.12.2014 N 10009200/29Б признано недействительным.
В кассационной жалобе ее податель, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 10.08.2015, оставить в силе решение от 07.04.2015. По мнению подателя жалобы, решения Таможни от 11.08.2014 N N 10009000-14/000166, 10009000-14/000167 о классификации товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) и выставленные на их основании требование от 18.12.2014 N 10009200/29Б об уплате таможенных платежей законны и обоснованны.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, изложив свою правовую позицию, просит оставить обжалуемое постановление по настоящему делу без изменения.
В Арбитражный суд Северо-Западного округа до судебного заседания поступило заявление представителя Калининградской областной таможни о замене стороны по делу.
На основании представленных Калининградской областной таможни документов, суд кассационной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел процессуальную замену Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) на его правопреемника - Калининградскую областную таможню, место нахождения: 236006, Калининград, Гвардейский проспект, дом 30, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (в связи с прекращением деятельности Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) путем реорганизации в форме присоединения к Калининградской областной таможне (приказ Федеральной таможенной службы от 27.05.2015 N 1012).
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества возражали против ее удовлетворения, считая обжалуемое постановление апелляционного суда законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 24.12.2012 таможенным представителем Общества с целью помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товара - полуприцепа "SCHMITZ" подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10009200/241212/0032139.
В графе 33 вышеуказанной ДТ декларантом указан классификационный код товара 8716 39 800 6 ТН ВЭД ТС "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности; прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части: - прицепы и полуприцепы для транспортировки грузов, прочие; -- прочие; --- прочие; ---- бывшие в эксплуатации; ----- прочие; ------ полуприцепы автомобильные с полной массой более 15 тонн и габаритной длиной не менее 13,6 м", ставка ввозной таможенной пошлины 10%. Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
27.12.2012 таможенным представителем Общества с целью завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны и помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления полуприцепа "SCHMITZ", на таможенный пост подана ДТ N 10009200/271212/0032333.
В графе 33 вышеуказанной ДТ декларантом указан тот же классификационный код товара - 8716 39 800 6 ТН ВЭД ТС. Товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В обоснование заявленного кода Обществом вместе с ДТ представлен технический паспорт транспортного средства, в котором указан год выпуска - 04.01.2006.
По вопросу достоверности заявленного при декларировании кода ТН ВЭД таможней проведена камеральная проверка, результаты которой отражены в акте от 31.07.2014 N 10009000/400/070813/А0029.
В ходе камеральной таможенной проверки таможенный орган направил в адрес ООО "Шмитц Каргобулл Руссланд" - официального представителя фирмы "SCHMITZ" в Российской Федерации запросы о представлении в таможенный орган информации, необходимой для таможенного контроля, а именно сведений о дате выпуска вышеуказанного транспортного средства.
В письме от 06.11.2013 N 1297-11/2013 ООО "Шмитц Каргобулл Руссланд" сообщило, что указанный товар - полуприцеп "SCHMITZ" с номером VIN WSM00000003021168 изготовлен на заводе SCHMITZ Cargobull в Германии 01.12.2005.
Аналогичные сведения представлены ООО "ЕвроСервис" - авторизированного сервис-партнера SCHMITZ Cargobull (вх. N КАТП9ю) от 22.05.2013 N 2962).
По итогам проверки таможенный орган с учетом полученных в ходе проверки сведений пришел к выводу о том, что при таможенном декларировании Обществом заявлены недостоверные сведения о дате выпуска полуприцепа "SCHMITZ", в связи с чем вынесены классификационные решения от 11.08.2014 N N 10009000-14/000166, 10009000-14/000167, согласно которым товару присвоен код 8716 39 800 3 ТН ВЭД - "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности; прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части: - прицепы и полуприцепы для транспортировки грузов, прочие; -- прочие; --- прочие; ---- бывшие в эксплуатации; ----- с момента выпуска которых прошло более 7 лет; ------ полуприцепы автомобильные с полной массой более 15 тонн и габаритной длиной не менее 13,6 м", ставка таможенной пошлины составляет 10%, но не менее 108 евро за 1 тонну полной массы.
Изменение классификационного кода товара привело к увеличению подлежащих уплате таможенных платежей, что повлекло выставление Таможенным постом в адрес ООО "ТБ ЛОДЖИСТИК" требования об уплате таможенных платежей от 18.12.2014 N 10009200/29Б на общую сумму 190 951,36 руб.
ООО "ТБ ЛОДЖИСТИК", не согласившись с законностью решений о классификации товара по ТН ВЭД ТС и выданных на их основе требований об уплате дополнительных таможенных платежей, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения таможни о классификации ввезенного товара и обоснованности в связи с этим выставления оспариваемого требования об уплате таможенных платежей.
Апелляционный суд не согласился с таким выводом и указав на приоритетное значение сведений, указанных на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства, в техническом паспорте, свидетельстве о регистрации и аналогичных им регистрационных документах, выдаваемых уполномоченными органами страны-экспортера (продавца) перед иной информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, удовлетворил заявление Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 ТК ТС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, а также изложены основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - Правила).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ТС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ТС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
Первое правило интерпретации ТН ВЭД ТС предусматривает, что наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляются исходя из текстов товарных позиции и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД ТС.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД ТС).
Структура десятизначного кода ТН ВЭД ТС построена по десятичной системе и включает коды группы, товарной позиции, субпозиции и подсубпозиции. В рассматриваемом случае спор между Обществом и Таможней возник на уровне подсубпозиции и сводится к определению года выпуска транспортного средства бывшего в эксплуатации - эксплуатация с момента выпуска не более 7 лет (8716 39 800 6 ТН ВЭД ТС), или более 7 лет (8716 39 800 3 ТН ВЭД).
Согласно примечаниям к группе 87 ТН ВЭД "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности" в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 и 8716 термин "бывшие в эксплуатации" применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло 3 года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства. При отсутствии документального подтверждения момента выпуска, то есть даты изготовления транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления.
Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 52 ТК ТС таможенные органы, определенные законодательством государств - членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
В соответствии с частью 2 статьи 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.
В связи с приведенными правовыми нормами, в целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, издано относящееся к спорному периоду распоряжение Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 N 34-р вместе со "Сборником решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров" (далее - Распоряжение N 34-р).
Согласно пункту 136 Распоряжения N 34-р при классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС бывших в эксплуатации транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, необходимо руководствоваться нижеследующим.
Моментом выпуска транспортного средства считается дата его изготовления, которая может быть указана на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства (например: технический паспорт, свидетельство о регистрации и аналогичные им регистрационные документы, выдаваемые уполномоченными органом страны-экспортера (продавца). Если на транспортном средстве и в регистрационных документах указан только месяц изготовления, то таким днем считается 15 число этого месяца, если указан только год - 1 июля этого года.
При отсутствии в регистрационных документах даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в его идентификационном номере, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления транспортного средства. При этом в случае если в идентификационном номере отсутствует информация о годе выпуска, то моментом выпуска считается дата первой регистрации транспортного средства, отраженная в документе, выдаваемом уполномоченным органом страны-экспортера (продавца).
Если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и не представлены регистрационные документы, или сведения о дате изготовления, указанной на транспортном средстве и в регистрационных документах, расходятся, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, позволяющая определить дату изготовления, в том числе и информация, полученная от официальных представительств заводов-изготовителей транспортного средства в Российской Федерации.
В случае невозможности определить дату изготовления (момент выпуска) транспортного средства, классифицируемого в группе 87 ТН ВЭД ТС, такой датой необходимо считать год официального начала производства данной марки (модели/модификации) транспортного средства. Причем если неизвестен месяц начала производства, то месяцем начала производства считать июль этого года, а также если неизвестно число, то использовать 15 число месяца начала производства.
Таким образом, закреплен нормативный порядок последовательной оценки значимых сведений о дате изготовления транспортного средства. При этом приоритетное значение имеют указания на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства, технический паспорт, свидетельство о регистрации и аналогичные им регистрационные документы, выдаваемые уполномоченным органом страны-экспортера (продавца). Затем значим код изготовления, затем - дата первой регистрации транспортного средства и лишь затем может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, позволяющая определить дату изготовления.
В связи с этим, как правильно отметили суды, из буквального толкования вышеприведенных положений следует, что под датой выпуска транспортного средства понимается не дата его фактического производства, спуска с конвейера, выпуска с завода, а дата, указанная в определенных источниках информации. Такими источниками информации являются сопроводительные документы, в частности, паспорта транспортных средств, выданные в стране происхождения транспортного средства. Установление года выпуска по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, а также на основании информации таможенного органа, допустимо лишь при наличии неустранимых пороков в сопроводительных документах.
Информация о дате производства транспортного средства, указанная в письмах заводов-изготовителей, согласно принципу последовательности применения документов, содержащих сведения о дате выпуска транспортного средства, может быть учтена лишь при невозможности использования иных источников информации (товаросопроводительных документов, идентификационного номера (VIN) транспортного средства).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что дата изготовления транспортных средств была указана на самих транспортных средствах или в идентификационных номерах, то в этом случае моментом выпуска считается дата первой регистрации транспортного средства, отраженная в документе, выдаваемом уполномоченным органом страны-импортера (продавца).
Суд апелляционной инстанции обоснованно констатировал, что в данном случае таможенным органом нарушен закрепленный нормативный порядок последовательной оценки значимых сведений о дате изготовления транспортного средства.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что при таможенном декларировании полуприцепа "SCHMITZ" Общество определило год выпуска спорного транспортного средства - 2006. Данное обстоятельство подтверждается Свидетельством о регистрации транспортного средства (Zulassungsbescheinigung Tail I), выданным регистрационным органом Федеративной Республики Германии, актом технических характеристик ТС от 22.12.2012 N 132/РК/12-12, выданным ИЛ НП "РЕМПЕКТ". Доказательств недостоверности указанных сведений таможенным органом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы апелляционного суда о том, что на момент подачи рассматриваемых ДТ с момента выпуска указанного в них полуприцепа "SCHMITZ" прошло менее 7 лет, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для выставления требования об уплате таможенных платежей.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому что судом апелляционной инстанции необоснованно применен пункт 136 Распоряжения N 34-р. При этом таможенный орган не приводит нормативное обоснование своей позиции о приоритетности полученных Таможней сведений над имеющимися регистрационными документами на транспортное средство в процессе определения момента выпуска полуприцепа для классификации товара по ТН ВЭД ТС.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие позицию таможенного органа по делу, не опровергают выводов апелляционного суда, а направлены на их переоценку.
Учитывая, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015 по делу N А21-216/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.