25 ноября 2015 г. |
Дело N А56-7774/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии Николаева А.П. (паспорт), от Николаева А.П. - Ивановой Е.Н. (доверенность от 18.11.2014), от администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области Пугачева А.А. (доверенность от 03.09.2015),
рассмотрев 18.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2015 (судья Егорова Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 (судьи Кашина Т.А., Барканова Я.В., Горбик В.М.) по делу N А56-7774/2015,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Стевия" Николаев Александр Петрович, ОГРНИП 305781401300042, ИНН 781490406312, обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области, место нахождения: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. К. Маркса, д. 44, ОГРН 1054701273351, ИНН 4705030989 (далее - Администрация района), выраженного в письме от 12.12.2014 N 5316-20, об отказе в предоставлении в собственность заявителю земельного участка площадью 2,7 га с кадастровым номером 47:23:0403002:32, местоположение которого установлено относительно ориентира (адрес ориентира: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, вблизи пос. Пригородный), и обязании Администрации района в течение четырнадцати дней принять решение о предоставлении Николаеву А.П. в собственность за плату названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188361, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пос. Новый свет, д. 72, ОГРН 1054701274176, ИНН 4705031125.
Решением от 13.05.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.08.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация района, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявления.
Как указывает податель жалобы, суды не учли, что испрашиваемый заявителем для ведения крестьянского хозяйства земельный участок согласно документам территориального планирования расположен в зоне земель промышленности (планируемая категория земель), поэтому у Администрации района отсутствовали основания для его предоставления в собственность Николаеву А.П.; из схемы территориального планирования Гатчинского муниципального района следует, что на 2010 - 2020 гг. территория "Торфяное-Пригородный" должна быть зарезервирована для развития производственных зон регионального значения.
В отзыве на кассационную жалобу Николаев А.П. просит оставить обжалуемые судебные акты в силе, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации района поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Николаева А.П. - в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Николаев А.П. 27.11.2014 обратился к Администрацию района с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) земельного участка с кадастровым номером 47:23:0403002:32 из состава земель сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования "для организации крестьянского хозяйства растениеводческого, животноводческого направления".
Письмом от 12.12.2014 N 5316-20 Администрация района, сославшись на статью 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), отказала Николаеву А.П. в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что испрашиваемый земельный участок не предоставлен заявителю ни в аренду, ни в постоянное (бессрочное) пользование, его границы не установлены, участок находится в зоне производственно-коммунальных объектов, предназначенной для размещения производственно-коммунальных объектов IV-V класса санитарной классификации и ниже (зона П-3).
Николаев А.П., считая отказ Администрации района незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне размещения производственно-коммунальных объектов не влечет автоматического изменения его категории или вида разрешенного использования, со ссылкой на статью 12 Закона N 74-ФЗ удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявления.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом N 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления им деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 этой статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 этой статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка (пункты 3, 4 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (пункт 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Вместе с тем Закон N 74-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определял процедуру предоставления земельного участка.
Так как указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежали правила, установленные пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона N 101-ФЗ, согласно которой участниками отношений, регулируемых названным Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом случаи предоставления гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, в собственность без проведения торгов земельных участков урегулированы в пунктах 4, 5.1 и 7 Закона N 101-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ соответствует установленным статьей 34 ЗК РФ принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности, а равно позволяет обеспечить права граждан, осуществляющих деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, имеющих право приобрести участки в собственность без проведения торгов (пункты 4, 5.1 и 7 Закона N 101-ФЗ).
Поскольку границы спорного земельного участка в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не установлены, что исключало публикацию информации о предстоящем предоставлении участка и проведении торгов, а Николаев А.П. не относится к лицам, имеющим право в соответствии с положениями пунктов 4, 5.1 и 7 Закона N 101-ФЗ на получение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, решение Администрации района об отказе в предоставлении участка соответствовало действовавшему на момент его принятия законодательству.
Таким образом, ввиду неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу N А56-7774/2015 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.