25 ноября 2015 г. |
Дело N А42-3302/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Марьянковой Н.В., Старченковой В.В.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Черниковой Е.И. (доверенность от 21.01.2015 N 212/2/115),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2015 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Толкунова В.М.) по делу А42-3302/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка", место нахождения: Москва, Суворовская пл., д. 2 стр. 3, ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Мурманска, место нахождения: гор. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда (отказ изложен в письме от 06.02.2014 N 28-08-06/419) и об обязании в предусмотренном законом порядке установить размер платы.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по жилищной политике администрации гор. Мурманска и Министерство обороны Российской Федерации.
Решением от 16.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить решение от 16.04.2015 и постановление апелляционной инстанции от 27.07.2015.
Податель жалобы обращает внимание на то, что собственником спорных жилых помещений принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами в виде управления управляющей организацией. Администрация полагает, что собственник жилого фонда в нарушение требований статьи 162 ЖК РФ при заключении договора управления многоквартирным домом не определил его цену, не установил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и размер платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, что в силу норм действующего законодательства является его прямой обязанностью. Считает, что указанное обстоятельство влечет ничтожность договора управления многоквартирным домом.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение от 16.04.2015 и постановление апелляционной инстанции от 27.07.2015 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, полагая судебные акты правомерными.
Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.08.2010 между Обществом (управляющей компанией) и Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации (заказчиком) по результатам закрытого конкурса заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России N 1-УЖФ с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков.
В перечень объектов специализированного жилищного фонда военных городков, переданных в управление Общества, включены также многоквартирные дома, расположенные в гор. Мурманске по адресам: пр. Героев Рыбачьего, д. 1 и 3; ул. Садовая, д.9, ул. Ивченко, д.19.
Согласно пункту 4.1 Договора Общество обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Общество 31.10.2013 обратилось к Администрации с письмом N 6193 об утверждении обоснованных тарифов, рассчитанных в соответствии с региональными стандартами, на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда (жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации), находящегося на территории муниципального образования, с приложением необходимых материалов по расчету в отношении названных многоквартирных жилых домов.
Письмом от 06.02.2014 N 28-08-06/419 в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных на территории гор. Мурманска, отказано с указанием на то, что вопрос установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, не относится к компетенции органов местного самоуправления.
Полагая отказ Администрации незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения в числе других отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из пункта 3 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Принадлежность жилого фонда Министерству обороны Российской Федерации не исключает его статус как государственного жилого фонда и обязанность Администрации совершить требуемые управляющей компанией действия.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
В данном случае спорные объекты государственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации расположены на территории гор. Мурманска, в связи с чем обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений возложена на Администрацию.
Довод подателя жалобы о том, что договор управления является ничтожным, подлежит отклонению, поскольку в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В договоре указано, что плата за пользование жилым помещением (плата за наем), плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда рассчитывается на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Довод Администрации о том, что она не является надлежащим ответчиком по настоящему делу со ссылкой на отказ в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, изложенный именно в письме Комитета по жилищной политике, также обоснованно отклонен судом.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по жилищной политике администрации города Мурманска, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманская от 31.05.2011 N 37-242, комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, созданным для оказания муниципальных услуг и осуществления муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, нормативными правовыми актами Совета депутатов города Мурманска полномочий администрации города Мурманска в жилищной сфере.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция, считая правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Обществом требований и признании незаконным отказа Администрации в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и найма жилых помещений государственного жилищного фонда и об обязании установить такую плату, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А42-3302/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Н.В. Марьянкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.