23 ноября 2015 г. |
Дело N А21-1444/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В., судей Кустова А.А., Матлиной Е.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис-Жилстрой" Минченко А.Б. (доверенность от 25.05.2015), от муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства Городского округа "Город Калининград "Водоканал" Шишко И.В. (доверенность от 27.05.2015),
рассмотрев 23.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис-Жилстрой" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.04.2015 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу N А21-1444/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис-Жилстрой", место нахождения: 236023, Калининград, ул. Яналова, д. 2; ОГРН 1023900783796, ИНН 3905048484 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства Городского округа "Город Калининград "Водоканал", место нахождения: 236022, Калининград, ул. Комсомольская, д. 12;
ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее - Предприятие), о взыскании 10 188 543 руб. неосновательного обогащения, возникшего на стороне ответчика в результате недействительности (ничтожности) договора от 05.05.2012 N 410/22.
Определением от 16.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Городского округа "Город Калининград" и общество с ограниченной ответственностью "Мегаполис".
Решением от 20.04.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы считает условия договора о подключении объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г.Калининграда ничтожным в части внесение платы за подключение, поскольку это условие не соответствует Правилам заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), а поскольку оплата Обществом за подключение его объекта к сетям инженерно-технического обеспечения произведена на основании недействительных (ничтожных) пунктов спорного договора, то уплаченные им денежные средства являются неосновательным обогащением Предприятия.
По мнению Общества, заключенный сторонами договор не содержит перечень мероприятий, подлежащих выполнению Предприятием, мероприятий по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры, а также местоположение точек подключения.
Податель жалобы считает, что отношения сторон по спорному договору регулируются не законодательством о тарифах, а нормами о технологическом присоединении.
Общество ссылается на то, что Предприятие не представило доказательства, подтверждающие необходимость проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети для подключения объекта Общества, а инвестиционной программой не предусмотрено новое строительство либо реконструкция (увеличение мощности) канализации по точкам подключения объекта капитального строительства, указанным в технических условиях.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Остальные участники процесса о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании разрешения на строительство N К.Ш9315000-292/2011 и в соответствии с договором аренды земельного участка от 19.05.2008 N 009444 осуществило строительство многоквартирного дома N 133 по ул. Аксакова в Калининграде (со встроенными административно-торговыми помещениями и пристроенной автостоянкой по ул. Аксакова - дор. Окружная).
Предприятие 14.04.2011 выдало Обществу технические условия N ТУ-402 на проектирование для подключения указанного объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, по условиям которых подключение возможно за границами земельного участка, выделенного Обществу для строительства: по водопроводу - от водопроводной линии Д = 150 мм, проходящей по ул. Аксакова - ул. Зорге; по канализации - в существующий колодец на городском фекальном коллекторе Д = 250 мм, проходящем по ул. Аксакова, или в дворовый коллектор соседнего ж/дома с учетом согласования с его владельцем (обществом с ограниченной ответственностью "Модуль-Запад").
Предприятие (исполнитель) и Общество (заказчик) 05.05.2012 заключили договор N 410/22 о подключении объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Калининграда, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению дома и подключение его в соответствии с условиями договора (пункт 2.1 договора), проверке выполнения заказчиком условий подключения (пункт 3.5 договора) и иные обязательства, которые в договоре не уточняются и не конкретизируются (раздел 4 договора).
В обязанности заказчика согласно разделу 5 договора вошли выполнение действий по подготовке объекта к подключению (пункт 2.1 договора), оплата услуг по подключению (пункт 6.2 договора), выполнение мероприятий технических условий, разработка проектной документации, ее согласование, предоставление документации, подготовка сетей, заключение договора и иные обязательства.
Плата за подключение к сетям водоснабжения установлена в размере 4 001 545 руб., к сетям водоотведения исполнителя - 6 186 998 руб., общая цена договора составила 10 188 543 руб.
Плата за подключение определена как произведение тарифа на подключение, установленного постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 21.03.2011 N 411 "Об установлении тарифов МУП КХ "Водоканал" на подключение к системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов)", действующего на момент заключения и исполнения договора, и размера заявленной потребляемой нагрузки, представленной в расчете водопотребления и водоотведения, заявленного заказчиком.
Во исполнение условий договора N 410/22 Общество перечислило Предприятию 10 188 543 руб. платежными поручениями от 28.05.2012 N 1558, от 04.06.2012 N 1617, от 05.06.2012 N 1632, от 06.06.2012 N 1654, от 07.06.2012 N 1670, от 08.06.2012 N 1681, от 09.06.2012 N 1700, от 25.06.2012 N 1870, от 02.07.2012 N 1971, от 03.07.2012 N 1988, от 04.07.2012 N 2022, от 05.07.2012 N 2040, от 06.07.2012 N 2050, от 09.07.2012 N 2062, от 10.07.2012 N 2080, от 11.07.2012 N 2136, от 12.07.2012 N 2149.
Общество 27.06.2012 получило акт о присоединении к сетям Предприятия, 29.06.2012 - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что договор N 410/22 и технические условия N ТУ-402 не содержат перечень выполняемых исполнителем мероприятий - до границы земельного участка заказчика, на котором располагается объект капитального строительства, мероприятий по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих систем коммунальной инфраструктуры, не содержит указание на местоположение точек подключения не далее границ земельного участка заказчика.
Общество считает, что положения раздела 6 договора N 410/22, предусматривающего взимание платы за подключение, не соответствуют законодательно установленному порядку взимания платы за подключение, в связи с чем в силу пункта 5 статьи 426 и статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) являются недействительными (ничтожными), а соответственно, отсутствуют основания для взимания с Общества платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Суды первой и апелляционной инстанций не нашли оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Из материалов дела следует, что в соответствии с подпунктом 1.1 договора N 410-22 условия подключения (технические условия для присоединения) - документ, определяющий объем технических мероприятий, выполнение которых заказчиком обеспечит технологическую возможность подключения заказчика к сетям водоснабжения и водоотведения, являющийся неотъемлемой частью настоящего договора.
Порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим в том числе тепло-, газоснабжение, установлен Правилами N 360.
В соответствии с положениями пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о тарифах) плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о тарифах финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона о тарифах (в редакции, действовавшей в спорный период) плата за подключение и надбавка к тарифу устанавливаются в целях финансирования инвестиционных программ и учитываются при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса.
Таким образом, плата за подключение и надбавка к тарифу установлены и могут быть использованы организациями коммунального комплекса исключительно в целях финансирования инвестиционной программы, а, следовательно, полученные от потребителей денежные средства являются целевыми и имеют инвестиционный характер.
Суды установили, что Предприятию утверждена решением Окружного совета депутатов города Калининграда от 08.02.2012 N 37 "Инвестиционная программа МУП КХ "Водоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Калининграда на 2011-2013 годы" (далее - Инвестиционная программа); Инвестиционная программа касается, в том числе сетей водоснабжения и водоотведения, к которым должен быть подключен объект капитального строительства Общества; тарифы на подключение к системе водоснабжения определены постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 21.03.2011 N 411.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.05.2010 N 19823-ИБ/14, касающимся вопросов применения Правил N 360 и Закона о тарифах, поскольку под сетями инженерно-технического обеспечения необходимо понимать совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью и частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований, то плата за подключение взимается в тех случаях, когда при подключении объекта капитального строительства (реконструируемого объекта капитального строительства) требуется увеличение мощности и (или) пропускной способности не только трубопровода, к которому непосредственно будут подключаться указанные объекты, а также в случаях, когда требуется увеличение мощности и (или) пропускной способности всего единого технологического комплекса водоснабжения и водоотведения, состоящего из трубопроводов, насосных станций, очистных сооружений, других коммуникаций и сооружений.
В Приложении N 1 к Инвестиционной программе указаны мероприятия по каждому инвестиционному проекту планировки (существующее положение и перспектива), в частности согласно пункту 3 "Проект планировки территории, расположенной в восточном жилом районе г. Калининграда, севернее Московского проспекта, на продолжении улиц Молодая Гвардия - Аксакова - Окружная дорога" предусмотрено строительство двух магистральных водоводов: два Д = 600 мм, разводящих сетей Д = 160 мм - 500 мм. По водоотведению проектом предусмотрено строительство уличных коллекторов Д=200-600 мм, сборного коллектора Д = 800 мм с направлением стоков на проектируемую КНС. От нее по двум напорным коллекторам Д = 700 мм сточные воды должны подаваться на ГНС, расположенную на территории ОАО "Дарита", после чего по промколлектору поступать на НПС на ул. Горной".
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что Инвестиционная программа предусматривает конкретные мероприятия, необходимые для реконструкции и строительства новых сетей водоснабжения и водоотведения. Такие мероприятия направлены на увеличение мощности водопроводного хозяйства и связаны с созданием новых объектов, реализуемые за счет платы за подключение станций, очистных сооружений, других коммуникаций и сооружений. Таким образом, Инвестиционная программа предусматривает ряд мероприятий по строительству и реконструкции сетей инженерной инфраструктуры и устанавливает, что финансирование данных мероприятий будет осуществляться за счет застройщиков, вносящих плату за подключение.
При этом размер платы за подключение определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о тарифах как произведение тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Тарифы на подключение установлены постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 21.03.2011 года N 411, в частности, тариф на подключение к системам водоснабжения на период 2011 - 2013 годов составляет 579 864,04 руб. за 1 куб. м воды в час присоединяемой мощности (24161 руб. за 1 куб.м. в сутки), на подключение к системам водоотведения и очистки сточных вод в размере 899 109, 57 руб. за 1 куб. м сточной воды в час присоединяемой мощности (37462,90 руб. за 1 куб.м. в сутки).
Цена подключения, согласованная сторонами в ТУ-402, являющихся приложением к спорному договору, не превышает размер утвержденного тарифа.
Согласно пункту 14 Правил N 360 основанием для взимания платы за подключение объекта капитального строительства с применением установленного тарифа, является необходимость проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой присоединяется объект и наличие инвестиционной программы, предусматривающей проведение таких мероприятий.
Предусмотренные Инвестиционной программой мероприятия по реконструкции и увеличению производственных мощностей водопроводной и канализационной систем Калининграда непосредственно связаны с технологическим подключением объекта истца, поэтому суды первой и апелляционной инстанций отклонили довод Общества о том, что подключение спорного объекта к сетям водоснабжения и водоотведения осуществлялось им вне рамок данной программы.
Договор N 410/22 в части подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения исполнен, водоснабжение и водоотведение осуществляется.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии основания для признания Предприятия неосновательно обогатившимся за счет денежных средств Общества и правомерного отказали во взыскании 10 188 543 руб.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу N А21-1444/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис-Жилстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.