30 ноября 2015 г. |
Дело N А44-2958/2015 |
Постановлением Верховного Суда РФ от 4 апреля 2016 г. N 307-АД16-1728 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Александровой Е.Н., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Триада" Вьюновой О.Н. (доверенность от 11.06.2015) и Никольской М.В. (выписка из ЕГРЮЛ от 11.02.2015),
рассмотрев 25.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Триада" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.06.2015 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А44-2958/2015,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области, место нахождения: 173000, Великий Новгород, Славная ул., д. 48А, ОГРН 1045300278693, ИНН 5321098815 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Телекомпания "Триада", место нахождения: 173000, Великий Новгород, ул. Рогатица, д. 44, ОГРН 1025300799457, ИНН 5321015992 (далее - Общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Максима", место нахождения: 173003, Великий Новгород, наб. Реки Гзень, д. 5, ОГРН 1075321006078, ИНН 5321119889 (далее - ООО "Максима").
Решением суда первой инстанции от 04.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.08.2015, заявление Управления удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 04.06.2015 и постановление от 13.08.2015 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, административным органом не доказано наличие в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения по эпизоду вещания телеканала "ТНТ" в кабельной сети без специального разрешения (лицензии), притом, что такое разрешение обязательно. Общество также указывает, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства трансляции телеканала "ТНТ" в сетях кабельного оператора "Максима".
С учетом положений части 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ жалоба Общества подлежит рассмотрению в кассационном порядке.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы.
Управление представило в Арбитражный суд Северо-Западного округа отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты и рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
ООО "Максима" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, Управление в связи с обращением физического лица, на основании приказа от 13.02.2015 N 42 провело в отношении закрытого акционерного общества "Телекомпания "Триада" (правопреемником которого является Общество) внеплановое систематическое наблюдение.
В ходе проверки в период с 18.02.2015 по 19.02.2015 установлено, что Общество осуществляло в кабельной сети оператора ООО "Максима" вещание телеканалов "Триада" и "ТНТ", при этом имеющаяся у заявителя лицензия от 07.10.2011 серии ТВ N 18942 предоставляет Обществу право осуществления регионального общедоступного вещания названных телеканалов посредством наземного эфирного вещания на 23 телевизионном канале с мощностью передатчика 0,2 кВт. Лицензия на вещание в кабельной сети у Общества отсутствует.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления Управлением в отношении Общества протокола от 18.03.2015 N 65 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управление, считая факт совершения административного правонарушения установленным и руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, принял решение о привлечении Общества к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по эпизоду вещания телеканала "ТНТ" в кабельной сети без специального разрешения (лицензии) в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб, притом, что такое разрешение обязательно, так как Общество признано вещателем данного телеканала.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы, и кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды при рассмотрении настоящего дела правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 названной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Пунктом 37 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензированию подлежит такой вид деятельности, как телевизионное вещание и радиовещание.
В силу статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) телевизионное вещание, радиовещание осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Однако при этом получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных названным Законом.
Порядок лицензирования такого вида деятельности, как телевизионное вещание и радиовещание, осуществляемый юридическими лицами на территории Российской Федерации, определен Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2011 N 1025.
В силу части 8 статьи 31 Закона N 2124-1 в лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются: 1) сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; 2) наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала; 3) программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные); 4) территория распространения телеканала или радиоканала; 5) объем вещания (в часах); 6) дата начала вещания; 7) срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия в случае, предусмотренном статьей 31.4 настоящего Закона; 8) сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи; 9) сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона), в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.
Частью 4 статьи 31 Закона N 2124-1 предусмотрено, что вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на территории Российской Федерации в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.
Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (часть 3 статьи 31 Закона N 2124-1).
В силу пункта 8 части 8 статьи 31 Закона N 2124-1 в лицензии на телевизионное вещание сведения о среде вещания телеканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания) указываются в случаях, предусмотренных частью 4 этой статьи, а часть 4 статьи 31 названного Закона требует определение среды вещания для вещателей, не являющихся редакцией телеканала.
За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде наложения штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении телевизионного канала "Триада" Общество является редакцией телеканала, имеет лицензию от 07.10.2011 серии ТВ N 18942 на право осуществления регионального общедоступного вещания, поэтому на него распространяются положения части третьей статьи 31 Закона N 2124-1.
В отношении телевизионного канала "ТНТ" Общество редакцией телеканала не является, является его вещателем, но имеет лицензию на вещание, в которой средой вещания обозначено только эфирное вещание, кабельное вещание отсутствует.
Так, в лицензии Общества от 07.10.2011 серии ТВ N 18942 указано право осуществления регионального общедоступного вещания телевизионных каналов "Триада" и "ТНТ" посредством наземного эфирного вещания, в приложении 3 к лицензии определены территория вещания: Великий Новгород, частотный канал - 23 телевизионный канал с мощностью передатчика 0,2 кВт, время вещания и количество населения (телеканал "Триада" - средство массовой информации (СМИ), свидетельство о регистрации СМИ от 25.02.2015 серии ЭЛ N ТУ-53-00237 (ранее свидетельство от 26.09.2014 серии ЭЛ N ТУ-53-00229), телеканал "ТНТ" - свидетельство о регистрации СМИ от 24.01.2012 серия ЭЛ N ФС77-48313).
Кроме того, суды учли письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 19.05.2015 N 10-43731, в котором Роскомнадзор со ссылкой на части 8 и 9 статьи 31 Закона N 2124-1 также указал, что с учетом содержания лицензии Общества от 07.10.2011 серии ТВ N 18942 последнее имеет право осуществления регионального общедоступного вещания посредством наземного эфирного вещания. Для получения возможности кабельного вещания Общество должно предпринять действия по внесению соответствующих изменений в лицензию.
Судами также дана надлежащая правовая оценка лицензионному договору, заключенному Обществом с открытым акционерным обществом "ТНТ-Телесеть" от 29.12.2007 N РС/41/ПР, а также договору, заключенному Обществом с ООО "Максима" от 07.07.2008 N 2Т/08 на право трансляции телевизионных каналов "Триада" и "ТНТ", вещателем по которому выступает Общество на основании лицензии от 07.10.2011 серии ТВ N 18942 и сделан обоснованный вывод о том, что Общество выступает вещателем телеканала "ТНТ", а ООО "Максима" - оператором связи применительно к основным понятиям, приведенным в статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Следовательно, вывод судов о том, что при осуществлении телевизионного вещания вещатель, не являющийся редакцией телеканала, обязан иметь соответствующую лицензию, в которой, наряду с иными сведениями, должны содержаться сведения о среде вещания (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания), является правильным.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций дана подробная и надлежащая правовая оценка представленным административным органом в материалах дела доказательствам и сделан правильный вывод о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Суды, приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, сделали правильный вывод о наличии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения.
При таких обстоятельствах суды, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные сторонами в материалах дела доказательства, пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по делу и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.06.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А44-2958/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Телекомпания "Триада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также дана надлежащая правовая оценка лицензионному договору, заключенному Обществом с открытым акционерным обществом "ТНТ-Телесеть" от 29.12.2007 N РС/41/ПР, а также договору, заключенному Обществом с ООО "Максима" от 07.07.2008 N 2Т/08 на право трансляции телевизионных каналов "Триада" и "ТНТ", вещателем по которому выступает Общество на основании лицензии от 07.10.2011 серии ТВ N 18942 и сделан обоснованный вывод о том, что Общество выступает вещателем телеканала "ТНТ", а ООО "Максима" - оператором связи применительно к основным понятиям, приведенным в статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Следовательно, вывод судов о том, что при осуществлении телевизионного вещания вещатель, не являющийся редакцией телеканала, обязан иметь соответствующую лицензию, в которой, наряду с иными сведениями, должны содержаться сведения о среде вещания (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания), является правильным.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций дана подробная и надлежащая правовая оценка представленным административным органом в материалах дела доказательствам и сделан правильный вывод о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2015 г. N Ф07-2156/15 по делу N А44-2958/2015