07 декабря 2015 г. |
Дело N А13-4006/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТД Интерторг" Азаровской М.В. (доверенность от 20.02.2015),
рассмотрев 30.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД Интерторг" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.05.2015 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Смирнов В.И.) по делу N А13-4006/2015,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах, место нахождения: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Ломоносова, д. 42, ОГРН 1053500015580, ИНН 3525147418 (далее - Управление), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТД Интерторг", место нахождения: 187026, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Никольское, Комсомольская ул., д. 14, пом. 6, ОГРН 1047844001040, ИНН 7842005813 (далее - ООО "ТД Интерторг", Общество), к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 12.03.2015 N 1169/06-05 АР.
Решением от 27.05.2015 суд привлек Общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде взыскания 105 000 руб. административного штрафа.
Постановлением от 14.08.2015 апелляционный суд оставил решение от 27.05.2015 без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ТД Интерторг", ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба с учетом ходатайства Управления рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление, рассмотрев заявление от жительницы города Череповца о реализации некачественной продукции в универсаме "Семья", вынесло определение от 28.10.2014 N 99/06-05 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования Управлением установлены нарушения Обществом требований технического регламента Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) в универсаме "Семья" по адресу: Вологодская область, город Череповец, Шекснинский проспект, дом 25а, а именно: для обеспечения безопасности продукции общественного питания при ее изготовлении не приняты меры по внедрению процедур, основанных на принципах ХАССП (нарушение частей 2, 3 статьи 10, статьи 11 ТР ТС 021/2011); осуществляется изготовление и реализация продукции общественного питания (винегрет овощной), не соответствующего установленным требованиям ТР ТС 021/2011 (нарушение части 1 статьи 10, частей 1, 2 статьи 7, приложения 2, таблицы 1, пункта 1.8 ТР ТС 021/2011); для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее изготовления не определена периодичность и способ мойки и дезинфекции инвентаря: в торговом отделе по реализации кулинарной продукции, где установлены моечные ванны для обработки инвентаря, инструкция по его обработке отсутствует (нарушение пункта 7 части 3 статьи 11 ТР ТС 021/2011).
В связи с указанными обстоятельствами Управление составило в отношении Общества протокол от 26.11.2014 N 1169/06-05 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области 04.02.2015 по делу N А13-17454/2014 Управлению отказано в удовлетворении требования о привлечении Общества на основании указанного протокола к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку протокол составлен с существенным нарушением требований статей 25.1, 28.2 КоАП РФ, а именно, без надлежащего извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В связи с этим по факту ранее выявленного правонарушения главным специалистом-экспертом Управления в отношении Общество составлен протокол от 12.03.2015 N 1169/06-05 АР об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление и привлек Общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде взыскания 105 000 руб. административного штрафа, установив в действиях Общества состав вменяемого ему административного правонарушения. Суд не выявил признаков малозначительности административного правонарушения. При этом суд не усмотрел процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, вмененного Обществу, заключается в нарушении обязательных требований технических регламентов и в выпуске в обращение пищевой продукции, не соответствующей микробиологическим нормативам безопасности.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Безопасность пищевых продуктов в микробилогическом отношении определялась также их соответствием гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), который вступил в силу с 01.07.2013.
В соответствии со статьей 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной (часть 1). Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту (часть 2).
Статья 10 ТР ТС 021/2011 предусматривает, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 1).
При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи (часть 2).
Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
- выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
- выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
- определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
- проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
- проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
- соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
- содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
- выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции;
- выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
- ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- прослеживаемость пищевой продукции (часть 3).
Согласно статье 11 ТР ТС 021/2011 для целей обеспечения соответствия выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции изготовитель пищевой продукции обязан внедрить процедуры обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) такой пищевой продукции (часть 1).
Организация обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции и проведения контроля осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с участием третьей стороны (часть 2).
Для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить:
- перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы;
- предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках;
- порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления);
- установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений;
- периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
- меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных (часть 3).
Изготовитель обязан вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, на бумажных и (или) электронных носителях информации.
Документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, подлежат хранению в течение трех лет со дня их выдачи (часть 4).
Запрещается принимать пищу непосредственно в производственных помещениях (часть 5).
Работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (часть 6).
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, не допускаются к работам, связанным с производством (изготовлением) пищевой продукции (часть 7).
В соответствии с пунктом 1.8 таблицы 1 приложения 2 ТР ТС 021/2011 показатель бактерий группы кишечных палочек (колиформы) не допускается в 0,1 грамм продукта - салаты и винегреты из вареных овощей и блюда из вареных, жареных, тушеных овощей без добавления соленых овощей и заправки, с заправками (майонез, соусы и др.).
Как установлено судами, нарушение Обществом требований ТР ТС 021/2011 подтверждается протоколом об административном правонарушении от 12.03.2015 N 1169/06-05 АР, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28.10.2014 (листы дела 29-32); протоколом о взятии проб и образцов от 28.10.2014 (лист дела 33); протоколом испытаний пищевых продуктов от 05.11.2014 N 15262 (лист дела 44); заявлением потребителя от 09.10.2014 (лист дела 54), заключением эксперта филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" в городе Череповце от 28.10.2014 N 51 по делу N 99/06-05 АР об административном правонарушении.
Доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, Общество не представило.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом обязательных требований технического регламента в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые нельзя предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая требуется от изготовителя продукции, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины ответчика в совершении административного правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
На основании этого суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлено частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суды при рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания Обществу учли характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как установлено судами, на момент совершения правонарушения Общество (ОГРН 1047844001040) привлечено к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, что подтверждается решением Арбитражного суда Вологодской области от 26.02.2014 по делу N А13-448/2014.
Данное обстоятельство является отягчающим в силу статьи 4.3 КоАП РФ.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно, установив наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, а также отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств, назначил Обществу административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 105 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда первой инстанции.
Довод жалобы о повторности привлечения Общества к ответственности за одно правонарушение получил надлежащую правовую оценку в судах первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться с данными выводами судов на основании следующего.
В соответствии с положениями статьи 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу статьи 29.9 КоАП является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).
В этом случае из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Вологодской области от 04.02.2015 по делу N А13-17454/2014 следует, что Управлению отказано в удовлетворении требования о привлечении Общества на основании первоначально составленного по выявленным фактам правонарушения протокола об административном правонарушении от 28.10.2014 N 99/06-05 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку протокол составлен с существенным нарушением требований статьей 25.1, 28.2 КоАП РФ, а именно, без надлежащего извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, то есть по иным основаниям, нежели предусмотрены статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ.
После устранения недостатков в установленном порядке, с соблюдением прав Общества, уполномоченным должностным лицом Управления составлен протокол по делу об административном правонарушении от 12.03.2015 N 1169/06-05 АР.
Как обоснованно указали суды, составление административным органом нового протокола об административном правонарушении в связи с устранением недостатков предыдущего протокола при соблюдении иных административных процедур, как правомерно указал суд первой инстанции, не является процессуальным нарушением и не препятствует привлечению лица к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции считает необоснованными доводы жалобы Общества о неправомерном применении судом норм ТР ТС 021/2011.
Названный регламент вступил в силу с 01.07.2013.
Пунктом 3.3 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, на который ссылается Общество, определено, что до 15.02.2015 допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, только при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента.
Следует учесть, что в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36 (ред. От 06.07.2011) "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СанПин 2.3.2.1078-01 2.3.2 Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" группа продуктов 1.9.15.4. "Салаты и винегреты из вареных, жареных, тушеных овощей как без добавления соленых овощей и заправки, так и с заправками (майонез, соусы и др.) содержание БГКП (колиформы) в 0,1 гр. также не соответствует нормам СанПин по микробиологическим показателям.
Не могут быть приняты во внимание доводы Общества о том, что административным органом допущено существенное процессуальное нарушение, а именно, протокол об административном правонарушении в адрес Общества направлен не был, поскольку они не соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела.
В соответствии с представленным административным органом в материалы дела письмом от 16.03.2015 N 06-24/1090-15 и почтовым уведомлением протокол об административном правонарушении от 12.03.2015 N 1169/06-05АР получен Обществом 25.03.2015 (листы дела 18, 65).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.05.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2015 по делу N А13-4006/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТД Интерторг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.