11 декабря 2015 г. |
Дело N А05-2783/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Кудина А.Г.,
рассмотрев 07.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.05.2015 (судья Козьмина С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 (судьи Докшина А.Ю., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А05-2783/2015,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская городская клиническая больница N 7" (место нахождения: 163013, город Архангельск, Ярославская улица, дом 42, ОГРН 1022900521775, ИНН 2901056972; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; далее - Управление) от 05.02.2015 по делу N 31оз-15 в части признания заявителя нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, контрактное агентство Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555; далее - Агентство), открытое акционерное общество "Единая электронная площадка" (место нахождения: 117312, Москва, проспект 60-летия Октября, дом 9, ОГРН 1097746299353, ИНН 7707704692; далее - ОАО "Единая электронная площадка") и общество с ограниченной ответственностью "Архангельский лесной торговый дом" (место нахождения: 163000, город Архангельск, Поморская улица, дом 5, офис 230, ОГРН 1022900518915, ИНН 2901029834; далее - ООО "Архангельский лесной торговый дом").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.05.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015, заявление Учреждения удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Податель жалобы указывает на то, что инструкция по оформлению заявки, изложенная в пункте 11 документации об аукционе, закрепляет общие требования к содержанию заявки, без указания информации, позволяющей участнику закупки определить требования по заполнению заявки применительно к части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, что не обеспечивает возможность получения участниками закупки однозначной информации относительно показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным требованиям.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании постановления правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп (далее - Положение N 215-пп) Агентство является уполномоченным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области.
Взаимодействие уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном постановлением правительства Архангельской области от 20.12.2013 N 595-пп, - Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области (далее - Порядок N 595-пп).
На основании Порядка N 595-пп Учреждение как заказчик направило в уполномоченный орган заявку на осуществление закупки, на основании которой Агентство (уполномоченный орган) 22.12.2014 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru разместило извещение N 0124200000614008032 о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку строительных материалов. Начальная (максимальная) цена контракта 209 930 руб. 55 коп. Оператор электронной площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка".
При этом в пункте 11 раздела I "Общие положения" документации об аукционе содержится инструкция по заполнению заявки.
В документации об аукционе в таблице "Технические характеристики", содержащейся в пункте 1 "Наименование и описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), количество товара" раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта", установлены требования к техническим характеристикам и свойствам применяемых материалов, а именно "N 14 - олифа натуральная, массовая доля нелетучих веществ от не менее 54,5 до не более 55,5%; N 17 - клей для плитки половой, расход готового раствора от 3 до 5 кг на кв.м".
На участие в аукционе подано две заявки, предложение участника номер 1 (ООО "Архангельский лесной торговый дом") по позициям 14 и 17 содержит следующую информацию - "олифа натуральная, массовая доля нелетучих веществ 55,5%; клей для плитки половой, расход готового раствора 4 кг на кв.м".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.01.2015, заявка под номером 1 не допущена к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ - "несоответствие информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе, а именно несоответствие требованиям, установленным в разделе II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе в электронной форме".
ООО "Архангельский лесной торговый дом" 29.01.2015 направило в адрес антимонопольного органа жалобу, в которой обжалуются действия единой комиссии уполномоченного органа в связи с отказом ООО "Архангельский лесной торговый дом" в допуске к участию в аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки Управление установило, что при формировании технического задания по характеристикам предлагаемого к поставке товара "расход готового раствора от 3 до 5 кг на кв.м" и "массовая доля нелетучих веществ от не менее 54,5 до не более 55,5%" было предусмотрено представление диапазонных значений, тогда как участник аукциона под порядковым номером 1 по данным характеристикам указал конкретные числовые показатели. При этом, из указанных заказчиком требований в документации об аукционе не следует, что в случае описания характеристик с предлогами "от не менее... до не более..." и "от... до..." необходимо указывать диапазонное значение.
Полагая, что в инструкции, содержащейся в пункте 11 раздела I "Общие положения" документации об аукционе, отсутствуют правила по описанию предложений участника закупки в отношении объекта закупки, антимонопольный орган сделал вывод, что заказчиком не разработана надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в связи с чем принял решение от 05.02.2015, которым жалоба ООО "Архангельский лесной торговый дом" признана необоснованной (пункт 1), а заказчик (Учреждение) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ (пункт 2).
Учреждение оспорило пункт 2 решения Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций заявление удовлетворили, сделав вывод об отсутствии в действиях Учреждения вмененного антимонопольным органом нарушения законодательства о закупках.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом пунктом 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ установлено, что в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 названной статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Положением N 215-пп установлено, что уполномоченным органом государственной власти Архангельской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области является Агентство, взаимодействие которого с заказчиками осуществляется на основании Порядка N 595-пп, в силу пункта 11 которого Агентство разрабатывает конкурсную документацию, документацию об электронном аукционе, документацию о проведении запроса предложений, извещение о проведении предварительного отбора в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о разработке конкурсной документации, документации об электронном аукционе, документации о проведении запроса предложений, извещения о проведении предварительного отбора в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Агентство утверждает конкурсную документацию, документацию об электронном аукционе, документацию о проведении запроса предложений, извещение о проведении предварительного отбора в течение пяти рабочих дней со дня разработки конкурсной документации, документации об электронном аукционе, документации о проведении запроса предложений, извещения о проведении предварительного отбора (пункт 12 Порядка N 595-пп).
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что на основании заявления заказчика (Учреждения) уполномоченным органом (Агентством) разработана документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку строительных материалов и размещено соответствующее извещение, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу об ошибочности вывода антимонопольного органа о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, поскольку у заказчика не имелось полномочий по разработке документации об электронном аукционе.
Исходя из приведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, судебные инстанции правомерно признали решение антимонопольного органа недействительным в оспариваемой части как несоответствующее нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.05.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 по делу N А05-2783/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.