18 декабря 2015 г. |
Дело N А21-7388/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Кустова А.А.,
при участии от областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" директора Середы А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А21-7388/2014,
установил:
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2014 с областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения", место нахождения: 236029, Калининград, ул. Геологическая, д.1, ОГРН 1053903359212, ИНН 3906147174 (далее - Учреждение), в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лидер", место нахождения: 238311, Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Большое Исаково, ул. Октябрьская, д. 3/5, ОГРН 1093925019000, ИНН 3917504413 (далее - Общество), взыскано 244 614 руб. 70 коп. задолженности и 7 892 руб. 29 коп. государственной пошлины.
Для принудительного исполнения решения Арбитражным судом Калининградской области 31 03.2015 выдан исполнительный лист.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене должника (Общества) на его правопреемника - государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Определением от 06.07.2015 (судья Шанько О.А.) произведена замена Учреждения (должника по исполнительному листу серии ФС N 000249156) на Фонд в качестве правопреемника.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2015 определение от 06.07.2015 отменено. В удовлетворении ходатайства о процессуальном правопреемстве отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить постановление апелляционной инстанции от 12.10.2015, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В возражениях на кассационную жалобу Фонд просил оставить ее без удовлетворения, полагая необоснованной.
В судебном заседании представитель Учреждения подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество и Фонд о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
В данном случае, исполнение Учреждением полномочий в 2014 году осуществлялось на основании соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Калининградской области о передаче Правительству Калининградской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Калининградской области в форме субвенций, в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Размер субвенций определялся согласно методике и ежегодно уточнялся с учетом предложений Правительства Калининградской области, предоставляемых в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Правительство Калининградской области письмом от 20.06.2014 N 2569-1/12 направило в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отказ от реализации соглашения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2421-р с 01.01.2015, а также просьбу о передаче исполнения полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а также по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, региональному отделению (Фонду).
Соглашением от 10.10.2014 N 174 об информационном взаимодействии между Министерством социальной политики, Учреждением и Фондом предусмотрена передача сведений и документов согласно разделу 2, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.
Передача остатка выделенных денежных средств (лимитов) на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и правопреемство как в отношении гражданско-правовых обязательств, так и в отношении судебных решений, вынесенных не в пользу Учреждения, соглашением не предусмотрено.
Исполнение обязательств по государственному контракту вытекает из гражданско-правовых отношений и регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из материалов дела видно, что решением суда от 24.10.2014 по данному делу установлено отсутствие правовых оснований для удержания с Общества штрафных санкций по государственному контракту от 16.04.2014 N 2014.81139 в сумме 244 614 руб. 70 коп. Задолженность по оплате государственного контракта образовалась ввиду неправильного применения Учреждением положений Закона.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что гражданско-правовые отношения между Обществом и Учреждением в рамках заключенного государственного контракта не имеют связи с переданными региональному отделению полномочиями по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, кассационная инстанция считает правильным и соответствующим обстоятельствам дела.
Перевод долга согласно статье 391 Гражданского кодекса Российской Федерации с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником. Доказательств того, что до передачи указанных полномочий Учреждение не имело возможности и средств для надлежащего исполнения обязательств перед Обществом, в дело не представлено. Указание на возможность перевода долга в соглашении также отсутствует.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции об отказе в проведении процессуального правопреемства и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу N А21-7388/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.