г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А21-7388/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Левченко А.В.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19731/2015) ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2015 по делу N А21-7388/2014 (судья Шанько О.А.), принятое
по иску ООО "Лидер"
к ОГКУ "Центр социальной поддержки населения"
3-е лицо: ГУ - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о взыскании
установил:
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.10.2014 по делу N А21-7388/2014, вступившим в законную силу, с областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" (далее - Центр, Учреждение) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер", Общество) взыскана задолженность в размере 244 614 руб. 70 коп. и государственная пошлина в размере 7 892 руб. 29 коп.
Учреждение обратилось в суд с заявлением о замене должника в порядке процессуального правопреемства, сославшись на передачу полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в ведение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Определением суда от 06.07.2015 заявление удовлетворено, в порядке процессуального правопреемства произведена замена должника ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" на государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, региональное отделение).
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что правовые основания для процессуальной замены отсутствуют.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.
Статьей 48 АПК РФ установлено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством, то есть влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
В рассматриваемом случае, исполнение Центром полномочий в 2014 году осуществлялось на основании Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Калининградской области о передаче Правительству Калининградской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Калининградской области в форме субвенций, в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Размер субвенций определялся согласно Методике и ежегодно уточнялся с учетом предложений Правительства Калининградской области, предоставляемых в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Правительство Калининградской области письмом от 20.06.2014 N 2569-1/12 направило в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отказ от реализации Соглашения, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 2421-р (далее - Соглашение), с 01.01.2015, а также просьбу о передаче исполнения полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а также по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, и бесплатного проезда к месту лечения и обратно, региональному отделению.
Соглашением от 10.10.2014 N 174 об информационном взаимодействии между Министерством социальной политики, Центром и региональным отделением предусмотрена передача сведений и документов согласно Разделу 2, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.
Передача остатка выделенных денежных средств (лимитов) на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и правопреемство как в отношении гражданско-правовых обязательств, так и в отношении судебных решений, вынесенных не в пользу Центра, Соглашением не предусмотрено.
Кроме того, исполнение обязательств по государственному контракту вытекает из гражданско-правовых отношений и регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Из материалов дела усматривается, что решением суда от 24.10.2014 по делу N А21-7388/2014 установлено отсутствие правовых оснований для удержания с ООО "Лидер" суммы в размере 244 614 руб. 70 коп. в качестве штрафных санкций по государственному контракту от 16.04.2014 N 2014.81139 (далее - государственный контракт). Задолженность по оплате государственного контракта образовалась ввиду неправильного применения норм закона Центром, то есть фактически установлена вина Центра в неисполнении обязательств перед ООО "Лидер".
Следовательно, гражданско-правовые отношения между ООО "Лидер" и Центром в рамках заключенного государственного контракта не имеют связи с переданными региональному отделению полномочиями по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
Учитывая изложенное, в данном случае не может быть безусловной замены стороны в исполнительном производстве, поскольку согласно п. 1 ст. 391 ГК РФ перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником, а Центр не только имел возможность и средства для надлежащего исполнения обязательств перед ООО "Лидер" до передачи указанных полномочий, но и не указал на возможность перевода долга в Соглашении N 174.
Согласно статье 2 Соглашения согласована обязанность Центра по исполнению определенных полномочий территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Ссылка Центра на п.2 ч. 7 ст. 7 Федерального закона N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" неправомерна, так как полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации с 2011 года по 2014 год осуществлялись Центром. Остатки выделенных Центру денежных средств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2014 году, но не освоенных до конца 2014 года, возвращены в Федеральный бюджет.
Учитывая, что государственный контракт заключен в 1 полугодии 2014 года, Центр мог на удержанные средства в качестве штрафных санкций с ООО "Лидер" в размере 244614 руб. 70 коп. заключить новый государственный контракт, вследствие чего и возникла необходимость неправомерного удержания штрафных санкций в конце финансового года, чтобы не выйти за пределы лимитных обязательств.
Центром не представлено доказательств того, что часть неосвоенных выделенных лимитов на заключение вышеуказанного государственного контракта возвращены Центром в Федеральный бюджет, а также не представлено доказательств невозможности исполнения судебного решения.
Апелляционная коллегия, учитывая изложенное приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для процессуального правопреемства на стороне ответчика, в связи с чем обжалуемое определение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2015 по делу N А21-7388/2014 отменить.
В удовлетворении ходатайства о процессуальном правопреемстве отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7388/2014
Истец: ООО "Лидер"
Ответчик: ОГКУ "Центр социальной поддержки населения", ОГУ "Центр социальной поддержки населения"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2375/15
12.10.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19731/15
27.01.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28641/14
24.10.2014 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7388/14