25 декабря 2015 г. |
Дело N А56-77126/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2015.
В полном объеме постановление изготовлено 25.12.2015.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Старченковой В.В.,
при участии от Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А. (доверенность от 04.12.2015),
рассмотрев 24.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Госэнергосеть" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2015 (судья Константинова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 (судьи Несмиян С.И., Жукова Т.В., Попова Н.М.) по делу N А56-77126/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Госэнергосеть", место нахождения: 195265, Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 111, ОГРН 1137847245777, ИНН 7804511368 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 14/52, лит. А, ОГРН 1037851017973, ИНН 7826692894 (далее - Комитет), выразившегося в неутверждении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2014 и 2015 годы, и об обязании Комитета установить индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2014 и 2015 годы в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу решения арбитражного суда.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.07.2015, Обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты, удовлетворить заявление, признать незаконным бездействие Комитета, выразившееся в неутверждении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2014 и 2015 годы, и обязать Комитет установить индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2015 год в течение 30 календарных дней с даты принятия судебного акта.
Податель жалобы указывает, что в нарушение части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пунктов 17 и 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 N 313-э, Комитет не принял решение об установлении Обществу индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии на 2014 и 2015 годы в течение 30 календарных дней с даты поступления в регулирующий орган заявления и полного пакета обосновывающих материалов. Податель жалобы считает, что вывод судов о непредставлении Обществом всех документов, необходимых для установления индивидуального тарифа, не основан на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, и не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании 26.11.2015 представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Комитета отклонил их.
По инициативе суда кассационной инстанции судебное разбирательство на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложено на 24.12.2015. После отложения рассмотрение кассационной жалобы продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании 24.12.2015 представитель Комитета просил оставить судебные акты без изменения.
Представители Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание 24.12.2015 не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлениями от 24.10.2013 N 14 и от 29.04.2014 N 41 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 и 2015 годы, приложив необходимые документы. Рассмотрев представленные Обществом заявления и приложенные к ним расчетные и обосновывающие материалы, Комитетом приняты решения об открытии дел об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Общества на территории Санкт-Петербурга на 2014 год и на 2015-2017 годы (протоколы заседания правления Комитета от 12.05.2014 N 189 и 194). Одновременно Комитет предложил Обществу представить дополнительные документы, перечисленные в пункте 17 Правил N 1178. Экспертной группе Комитета поручено провести экспертизу по определению экономически обоснованных составляющих, формирующих тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества, на 2014 год - не позднее 30 дней с даты поступления в Комитет обосновывающих материалов в объеме, предусмотренном пунктом 17 Правил N 1178, на 2015-2017 годы - в срок до 12.11.2014.
На основании протоколов заседания правления Комитета от 11.06.2014 N 410, от 11.07.2014 N 488, от 08.08.2014 N 610, от 08.09.2014 N 797, от 08.10.2014 N 908, от 07.11.2014 N 1059 продлевались сроки проведения экспертизы по формированию тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2014 год в связи с невыполнением Обществом в полном объеме требований пункта 17 Правил N 1178.
В соответствии с протоколами заседания правления Комитета от 17.12.2014 N 1417 и 1418 приняты решения о прекращении рассмотрения дел по установлению Обществу тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год и 2015-2017 годы.
Полагая, что уклонение Комитета от принятия решений об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 и 2015 годы не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Обществу в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что у Комитета отсутствовали основания для установления тарифов в соответствии с пунктом 18 Правил N 1178 ввиду представления заявителем неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 17 Правил N 1178.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
В силу статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию, осуществляемому посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Как следует из статьи 23 Закона N 35-ФЗ и пункта 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами N 1178.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней (пункт 18 Правил N 1178).
К заявлениям, направленным в регулирующий орган, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы, перечень которых приведен в пункте 17 Правил N 1178.
Согласно пункту 22 Правил N 1178 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
В силу подпункта 1 пункта 23 Правил N 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Как установлено судами, в нарушение требований пункта 17 Правил N 1178 Общество к заявлениям об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 и 2015 годы не приложило необходимые документы, что не позволило Комитету провести в установленный срок экспертизу по определению экономически обоснованных составляющих, формирующих тарифы. В период с мая по ноябрь 2014 Комитет ежемесячно продлевал срок проведения экспертизы. Невыполнение Обществом в полном объеме требований пункта 17 Правил N 1178 послужило основанием для прекращения рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2014 год.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), в отношении территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается, рассмотрение дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2017 годы прекращено Комитетом ввиду невозможности применения долгосрочного метода регулирования тарифов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Обществом представлены в Комитет все документы, необходимые для утверждения индивидуального тарифа, не соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела фактическим обстоятельствам.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами N 861 и прогнозным балансом, а также величина технологического расхода (потерь), определенная в соответствии с пунктами 34 и 38 указанных Правил.
В соответствии с пунктом 47 Правил N 861 заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке:
в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 данных Правил;
в иных случаях заявленная мощность определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15(1) указанного акта, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, не завершена.
Как видно из материалов дела, договор на осуществление регулируемой деятельности (договор на оказание услуг по передаче электрической энергии со смежной сетевой организацией) Обществом в Комитет не представлялся. В соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178 заявитель представил договоры аренды электросетевого оборудования (с приложениями), не отражавшие сведения, необходимые в силу раздела V Правил N 861 для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
С целью получения достоверной информации об объемах планируемых услуг, а также о собственниках и законных владельцах арендуемого Обществом электросетевого оборудования, Комитет направил запросы в адрес ОАО "Петербургская сбытовая компания", Управления Госреестра по Санкт-Петербургу и арендодателей.
Проведенный Комитетом анализ договоров аренды электросетевого оборудования с учетом данных, полученных из Управления Госреестра по Санкт-Петербургу, выявил наличие противоречивой информации относительно собственников и законных владельцах арендуемого Обществом имущества (по договорам аренды электросетевого оборудования, заключенным с ООО "Холдинговая компания "Электрокерамика" и ОАО "Невская мануфактура"), а неоднократное изменение заявителем перечня арендуемых объектов основных средств не позволило Комитету сформировать достоверный баланс электрической энергии и мощности и определить величину экономически обоснованных расходов, формирующих тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
С учетом изложенных обстоятельств является правильным вывод судов о том, что ввиду непредставления Обществом полного пакета обосновывающих документов, предусмотренных пунктом 17 Правил N 1178, у Комитета отсутствовали правовые основания для принятия решений об утверждении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии по электрическим сетям Общества на 2014 год и 2015-2017 годы.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений судами не допущено. В связи с этим обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, а кассационная жалоба Общества - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А56-77126/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Госэнергосеть" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.