28 декабря 2015 г. |
Дело N А56-17089/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Леонар" Портнова А.А. (доверенность от 13.10.2014), от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 30.12.2014), от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2015 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-17089/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Леонар", место нахождения 197227, Санкт-Петербург, ул. Байконурская, д. 13, корп. 2, ОГРН 1089847096646, ИНН 7813014820 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский район, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391 (далее - администрация), о признании недействительным решения администрации от 29.12.2012 N ОЗ-3524 об отказе в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 47:01:1706001:1415 площадью 175 718 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, муниципальное образование "Первомайское сельское поселение", участок "Луговая долина", в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования; а также об обязании администрации принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность общества по цене не более 125 814 руб. 09 коп. и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением суда от 06.06.2013 решение администрации от 29.12.2012 N ОЗ-3524 признано незаконным, администрация обязана принять решение о предоставлении обществу упомянутого земельного участка на праве собственности в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
Определением апелляционного суда решение отменено в связи с установлением обстоятельств, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта. К участию в деле привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - комитет). Дело рассмотрено по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 01.11.2013 признан незаконным отказ в предоставлении земельного участка обществу в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, выраженный в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству от 29.12.2012 N 03-3524, администрация обязана в месячный срок со дня вынесения постановления принять решение о предоставлении обществу земельного участка и направить обществу проект договора купли-продажи.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.02.2014 решение и постановление отменены, дело передано на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением суда от 28.05.2015 признан незаконным отказ комитета в предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка, выраженный в письме от 29.12.2012 N ОЗ-3524, администрация обязана принять решение о предоставлении обществу спорного земельного участка в собственность и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.10.2015 решение суда первой инстанции от 28.05.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация и комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просят решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податели жалобы ссылаются на разъяснения, изложенные в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", указывают, что осуществление строительства не является ведением сельскохозяйственной деятельности; проведенной 19.05.2015 проверкой специалистами комитета установлено, что сельскохозяйственной деятельности и строительства на спорном земельном участке не осуществлялось; договор на оказание услуг по разработке бизнес плана КФХ "НКС" никакого отношения к названному земельному участку не имеет; общество не представило сведения об объемах доходов от осуществления соответствующего вида деятельности.
По мнению подателя жалобы, оспариваемый отказ не нарушает права общества, поскольку общество, не являясь сельскохозяйственной организацией и не занимаясь сельскохозяйственным производством, не приобрело права на выкуп спорного земельного участка.
Податель жалобы ссылается на то, что апелляционным судом неправомерно приняты ветеринарные удостоверения от 15.06.2015, от 07.07.2015, от 14.07.2015, от 31.07.2015, от 14.08.2015, от 19.08.2015, от 07.09.2015, от 08.09.2015, от 14.09.2015, по мнению подателя жалобы, указанные доказательства являются неотносимыми, поскольку оспариваемый обществом по настоящему делу отказ комитета вынесен ранее.
Податель жалобы указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не учли, что оспариваемый отказ комитета уже был предметом рассмотрения в рамках другого дела (N А56-15480/2013), по которому суд принял решение об отказе в удовлетворении заявления общества о признании этого же решения администрации об отказе в предоставлении земельного участка незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации и комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
На основании постановления главы администрации Ленинской волости от 12.08.1994 N 148, свидетельства о праве собственности на землю от 12.08.1994, выданного товариществу с ограниченной ответственностью "Леонар", за последним зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок для сельскохозяйственного использования и индивидуального строительства из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 175 718 кв. м с кадастровым номером 47:01:17060001:1415, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, муниципальное образование "Первомайское сельское поселение", участок "Луговая долина", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.02.2012 серия 47АБ N 495506.
Общество на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) обратилось в администрацию с заявлением от 06.06.2012 N 01/06-12 о предоставлении указанного земельного участка в собственность по цене не выше его кадастровой стоимости.
Письмом от 29.12.2012 N ОЗ-3524 Комитет отказал обществу в предоставлении спорного земельного участка в собственность, сославшись на то, что в отношении испрашиваемого земель земельного участка не установлена категория земель, а также на то, что в регистрационном деле общества отсутствуют сведения о правопреемстве юридических лиц: ТОО "Эпсилон", ТОО "Дельта-93", ТОО "Леонарика", ТОО "Арникастрой", ТОО "Леонарстрой".
Считая данный отказ в предоставлении земельного участка в собственность не соответствующим требованиям закона и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции применил пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", сослался на то, что решением арбитражного суда от 23.05.2014 по делу N А56-4079/2014, вступившим в законную силу, отказано в иске администрации о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования обществом названным земельным участком, и пришёл к выводу о том, что, поскольку упомянутый земельный участок находится у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования, общество вправе приобрести участок в собственность. Суд сослался на договоры по строительству крестьянского хозяйства, по разработке бизнес-плана крестьянского фермерского хозяйства, а также документы, подтверждающие исполнение этих договоров, трудовые договоры с сотрудниками, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.08.2013 N 111761А, устав общества в новой редакции от 22.06.2010, и посчитал, что общество осуществляет деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции, участок используется по целевому назначению для сельскохозяйственных целей.
Суд сослался также на то, что оспариваемый отказ не содержит такого основания, как отсутствие доказательств ведения заявителем сельскохозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
Суд указал в решении, что у администрации возникла безусловная обязанность предоставить указанный земельный участок обществу, а отказ комитета, изложенный в письме от 29.12.2012 N ОЗ-3524, нарушает права и законные интересы общества.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и, кроме того, сослался на то, что факт ведения обществом сельскохозяйственной деятельности подтверждается ветеринарными удостоверениями от 15.06.2015, от 07.07.2015, от 14.07.2015, от 31.07.2015, от 14.08.2015, от 19.08.2015, от 07.09.2015, от 08.09.2015, от 14.09.2015 с описью животных.
Кассационная инстанция полагает, что решение и постановление подлежат отмене, в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 4 статьи 1 этого Закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Из указанных норм следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
Пунктом 1.6 приказа Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 22.11.2005 N 244 "Об установлении перечня документов, представляемых сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, совместно с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на имеющиеся у них земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или право аренды" установлено, что при обращении в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, на право собственности или право аренды, сельскохозяйственные организации совместно с заявлением о переоформлении права на земельный участок предоставляют, в том числе документы, подтверждающие статус заявителя как сельскохозяйственной организации (копия расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Росстата о присвоении кодов Общероссийских классификаторов, иные документы).
Как установлено судами и не оспаривается заявителем, указанные документы обществом с заявлением о переоформлении прав на земельный участок в администрацию предоставлены не были.
Оспариваемое по настоящему делу решение от 29.12.2012 N ОЗ-3524 об отказе в предоставлении обществу земельного участка в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования уже являлось предметом исследования по ранее рассмотренному делу N А56-15480/2013. Судебными актами по делу N А56-15480/2013 установлено, что общество не представило при подаче заявления о приватизации земельных участков документов, свидетельствующих, что земельные участки используются им для сельскохозяйственной деятельности, в связи с этим оснований для предоставления земельных участков обществу в собственность у администрации не имелось, соответственно, оспариваемым отказом интересы общества не нарушены. Обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-15480/2013, в силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
При рассмотрении настоящего дела судами не были установлены обстоятельства, которые привели бы к иным выводам, нежели содержащиеся в судебных актах по ранее рассмотренному делу.
Земельный участок, в отношении которого заявлены требования, относится к землям сельскохозяйственного назначения, общество, обращаясь в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, не представило документы, подтверждающие наличие у него статуса сельскохозяйственной организации и осуществление им сельскохозяйственной деятельности.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Вводного закона, пункта 3 статьи 20, пунктов 6 и 7 статьи 27, пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 1 и пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оснований для предоставления земельного участка обществу в собственность у администрации не имелось, соответственно оспариваемым отказом права и законные интересы общества не нарушены.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене в связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, в удовлетворении требования общества о признании оспариваемого отказа недействительным следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 по делу N А56-17089/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.