30 декабря 2015 г. |
Дело N А52-1319/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 23.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Борисова Александра Борисовича на решение Арбитражного суда Псковской области от 18.08.2015 (судья Жупанова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А52-1319/2015,
установил:
Индивидуальный предприниматель Борисов Александр Борисович, ОГРНИП 304602711200018, ИНН 602700403943, обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации города Пскова, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 22, ОГРН 1026000980246, ИНН 6027022362 (далее - Администрация), выразившихся в необеспечении выбора рядом с церковью Новое Вознесение по адресу: г. Псков, ул. Некрасова, д. 20 в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельного участка для строительства объекта спортивно-оздоровительного назначения.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, место нахождения: 180007, г. Псков, Пароменская ул., д. 21/33, ОГРН 1026000971831, ИНН 6027007117 (далее - Комитет по имущественным отношениям), государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Пушкина, д. 3/13, ОГРН 1146027000074, ИНН 6027153661 (далее - Комитет по охране объектов культурного наследия).
Решением от 18.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.10.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Борисов А.Б., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, вопреки выводам судов согласно генеральному плану города Пскова земельные участки, на территории которых расположены церковь и ансамбль Кремля, находятся в границах функциональной зоны Д-3 - общественно-деловой зоны, предназначенной среди прочего для размещения объектов культуры и искусства, тогда как испрашиваемый земельный участок находится в функциональной зоне Ж-2 - зоне малоэтажной и среднеэтажной застройки, в связи с чем вывод судов о том, что действия (бездействие) Администрации не создают ему препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности ошибочен; суды не учли положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), а также статьи 34 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Борисов А.Б. 18.12.2014 обратился в Комитет по имущественным отношениям с заявлением о выборе рядом с церковью Новое Вознесение по адресу: г. Псков, ул. Некрасова, д. 20, земельного участка примерной площадью 1000-1700 кв. м и предварительном согласовании предполагаемого места размещения объекта спортивно-оздоровительного назначения с оформлением права аренды на десять лет.
Комитет по имущественным отношениям письмом от 24.12.2014 N 1/4п-14501 сообщил предпринимателю о направлении Администрации заявки о проведении работ по формированию указанного земельного участка.
Письмом от 26.01.2015 N КН-09-0095 Комитет по охране объектов культурного наследия уведомил Администрацию о невозможности выбора испрашиваемого земельного участка, поскольку данный участок частично находится в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля", а также в границах территории объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Новое Вознесение".
Предприниматель, считая, что Администрация, не обеспечив выбор испрашиваемого земельного участка, создала ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды, установив, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта не относится к компетенции ответчика, а на территории и в границах охранной зоны объектов культурного наследия строительство объектов капитального строительства запрещается, отказали в удовлетворении заявления, указав, что действиями (бездействием) Администрации права заявителя не нарушены.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" Ансамбль Кремля (Троицкий кафедральный собор, руины церквей, стены и башни, Довмонтова крепость, Приказная палата), а также церковь Новое Вознесение ХV века, расположенная на углу улиц Советской и Свердлова, включены в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о включении названных ансамбля и церкви в единый государственный реестр объектов культурного наследия соответствует положениям пункта 2 статьи 64 Закона N 73-ФЗ, согласно которым объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления данного Закона, считаются отнесенными к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации), с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями названного Закона.
Согласно статье 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом.
В силу пункта 10 статьи 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 названного Кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
Согласно пункту 4 статьи 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
В соответствии со статьей 34 Закона N 73-ФЗ охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Согласно пункту 2 статьи 35 Закона N 73-ФЗ в редакции, действовавшей до 08.03.2015, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Как следует из материалов дела, Псковским областным Собранием депутатов 26.12.2013 принято постановление N 674 об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля" (далее - Постановление N 674).
В приложении N 2 к Постановлению N 674 указано, что в границах охранной зоны названного объекта не допускается строительство зданий, строений, сооружений, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды.
Кроме того, Комитетом по охране объектов культурного наследия издан приказ от 31.12.2014 N 889 об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Новое Вознесение", расположенного по адресу: г. Псков, угол улиц Советской и Свердлова (уточненный адрес: г. Псков, ул. Некрасова, д. 20). В соответствии с правовым режимом использования земель в границах территории указанного объекта культурного наследия, в состав которых, как установлено судами, входит испрашиваемый земельный участок, запрещено строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства, а также проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно генеральному плану города Пскова (схеме функциональных зон генерального плана города Пскова, утвержденной решением Псковской городской Думы от 19.02.2010 N 1125) испрашиваемый земельный участок находится в границах функциональной зоны Ж-2 - малоэтажной и среднеэтажной многоквартирной застройки зданиями в 2-4 этажа; в соответствии с правилами землепользования и застройки города Пскова (схемой зон ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры) спорный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-2 - зоны малоэтажной и среднеэтажной застройки (2-5 этажей), а также частично на территории зоны с особыми условиями использования территории в части зон охраны объектов культурного наследия.
На основании вышеприведенных положений и доказательств, представленных в материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку испрашиваемый участок большей частью расположен на территории объекта культурного наследия - церкви и частично находится в охранной зоне объекта культурного наследия - ансамбля Кремля, на которых запрещается строительство капитальных объектов, использование участка для целей, заявленных предпринимателем, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе предприниматель фактически привел те же доводы, что и при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций; указанные доводы надлежащим образом исследованы судами и мотивированно не приняты в качестве обоснования заявленных требований и отмены принятых судебных актов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 18.08.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу N А52-1319/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Борисова Александра Борисовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.