20 января 2016 г. |
Дело N А56-2394/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Рудницкого Г.М.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Целикова Д.В. (доверенность от 11.01.2016), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Осиповой Д.М. (доверенность от 18.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу N А56-2394/2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.),
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ОАО "Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области) и Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский научный центр "Прикладная химия" (далее - предприятие) о признании отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) права федеральной собственности и права хозяйственного ведения предприятия на объект: п/ст 51 - задание пульта управления с пристройкой, инвентарный номер 9551, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 367,30 кв. м, инвентарный номер 488, лит. А, расположенное по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. Кузьмоловский, кадастровый номер 47:07:0505001:596.
Решением суда от 17.04.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 08.10.2015 (с учётом определения об исправлении опечатки) заменено открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" на публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - ПАО "Ленэнерго", общество). В связи с наличием безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции решение от 17.04.2015 отменено, дело рассмотрено по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции. К участию в деле привлечено в качестве соответчика Территориальное управление Росимущества в городе Санкт-Петербурге. Признано отсутствующим зарегистрированное в ЕГРП право федеральной собственности и право хозяйственного ведения предприятия на упомянутый объект с кадастровым номером 47:07:0505001:596.
Дополнительным постановлением от 29.10.2015 в удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Росимущества в Ленинградской области отказано.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества в городе Санкт-Петербурге просит постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы ссылается на то, что план приватизации государственного предприятия Ленинградского производственного объединения энергетики и электрификации "Ленэнерго" не содержит сведений, позволяющих идентифицировать спорный объект, считает, что доказательств, позволяющих достоверно идентифицировать спорный объект, а также сведений о том, что в ЕГРП указан один и тот же объект в деле не имеется.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Территориального управления Росимущества в городе Санкт-Петербурге подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее. ОАО "Ленэнерго" принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества: п/ст 51 - здание пульта управления, нежилое, площадью 367,3 кв. м, инвентарный N 65, лит. А, этажность - 1, расположенное по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, условный номер 47-00-7/2002-247, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.09.2002 серии 47-АА N 177510
Здание пульта управления ПС N 51 числится в реестре федерального имущества и обременено правом хозяйственного ведения предприятия, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.12.2008 серии 78-АГ N 782277.
Ссылаясь на то обстоятельство, что регистрация права собственности Российской Федерации и государственная регистрация права хозяйственного ведения предприятия на здание пульта управления ПС N 51 не соответствует законодательству и нарушает его права собственника названного объекта ОАО "Ленэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд, установил, что суд первой инстанции, рассмотрев дело в отсутствии не привлеченного к участию в деле Территориального управления Росимущества в городе Санкт-Петербурге, допустил нарушение норм процессуального законодательства, являющееся безусловным основанием для отмены судебного акта. В связи с этим апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и рассмотрел дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции установил, что акционерное общество, являющееся правопредшественником истца, создано на основании решения Комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга - Территориального Агентства Госкомимущества Российской Федерации от 22.12.1992 путем реорганизации государственного предприятия Ленинградского производственного объединения энергетики и электрификации "Ленэнерго" и зарегистрировано на основании решения Регистрационной палаты мэрии Санкт-Петербурга от 22.01.1993 N 2518.
В Единый государственный реестр юридических лиц запись о юридическом лице ОАО "Ленэнерго" внесена инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга 22.07.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027809170300 как на юридическое лицо, зарегистрированное до 01.07.2002.
Упомянутым решением Комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга - Территориального Агентства Госкомимущества Российской Федерации от 22.12.1992 утвержден план приватизации государственного предприятия. В соответствии с утвержденным Комитетом по управлению городским имуществом 18.10.1995 актом оценки стоимости производственных зданий государственного предприятия по состоянию на 01.07.1992, являющимся приложением к плану приватизации, в состав имущества предприятия, подлежащего приватизации, включен объект - ПС 51 здание пульта управления, 1961 года ввода в эксплуатацию, инвентарный N 110098.
Государственным учреждением "Всеволожское районное N 2 (Токсово) управление технической инвентаризации" проведена техническая инвентаризация и составлен технический паспорт указанного объекта.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 02.09.2002 серии 47-АА N 177510 основанием государственной регистрации права собственности истца на здание пульта управления ПС N 15 является упомянутый план приватизации Ленинградского производственного объединения энергетики и электрификации "Ленэнерго".
Суд апелляционной инстанции применил статьи 8, 12 и 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункты 5, 6, 10 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, сослался на разъяснения, приведенные в пунктах 11 и 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", сослался на то, что в деле не имеется доказательств, подтверждающих расположение по указанному адресу двух зданий пульта управления одинаковой площади и этажности, посчитал, что характеристики, указанные в акте оценки стоимости производственных зданий, являющемся приложением к плану приватизации государственного предприятия, и в техническом паспорте объекта, позволяют его индивидуализировать, и пришёл к выводу об идентичности объекта указанного в свидетельствах о государственной регистрации права собственности ОАО "Ленэнерго" и о государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия.
Суд установил, что основанием для государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия на здание пульта управления является выписка из реестра федерального имущества от 21.11.2008 N 20668, сослался на толкование норм права, содержащееся в пункте 36 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, и сделал вывод о том, что законных оснований для регистрации права федеральной собственности и права хозяйственного ведения предприятия в отношении спорного объекта недвижимого имущества не имелось.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции на основании имеющихся в деле доказательств сделал обоснованные выводы о том, что в ЕГРП зарегистрированы права истца и ответчиков в отношении одного и того же объекта недвижимости, право собственности истца на здание пульта управления ПС N 51 возникло в результате приватизации государственного предприятия, в связи с чем не имелось законных оснований для регистрации впоследствии права хозяйственного ведения предприятия и права федеральной собственности на спорный объект недвижимости. Суд правомерно посчитал, что внесенные в ЕГРП записи о правах ответчиков на названное недвижимое имущество не соответствуют закону и нарушаю права общества.
Доводы подателя жалобы являлись предметом исследования при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, и суд дал им правильную правовую оценку.
Поскольку нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно, сделанные судом выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу N А56-2394/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции применил статьи 8, 12 и 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункты 5, 6, 10 раздела I Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, сослался на разъяснения, приведенные в пунктах 11 и 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", сослался на то, что в деле не имеется доказательств, подтверждающих расположение по указанному адресу двух зданий пульта управления одинаковой площади и этажности, посчитал, что характеристики, указанные в акте оценки стоимости производственных зданий, являющемся приложением к плану приватизации государственного предприятия, и в техническом паспорте объекта, позволяют его индивидуализировать, и пришёл к выводу об идентичности объекта указанного в свидетельствах о государственной регистрации права собственности ОАО "Ленэнерго" и о государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия.
Суд установил, что основанием для государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия на здание пульта управления является выписка из реестра федерального имущества от 21.11.2008 N 20668, сослался на толкование норм права, содержащееся в пункте 36 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, и сделал вывод о том, что законных оснований для регистрации права федеральной собственности и права хозяйственного ведения предприятия в отношении спорного объекта недвижимого имущества не имелось."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 января 2016 г. N Ф07-3460/15 по делу N А56-2394/2015