22 января 2016 г. |
Дело N А26-6771/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Асмыковича А.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 19.01.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.06.2015 (судья Колесова Н.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-6771/2014,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 186420, Республика Карелия, город Сегежа, Заводская улица, дом 1, ОГРН 1021000921314, ИНН 1006004155 (далее - Общество), об обязании ответчика внести изменения в проекты освоения лесов к договору аренды от 19.12.2008 N 57-з в части проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошные рубки) на лесных участках следующих кварталах: N 186, делянка 1, выделы 9 и 12 Попов-порожского участкового лесничества, на площади 19,2 га, объемом 2340 куб.м.; N 69 делянка 1, выдел 7 Попов-порожского участкового лесничества, на площади 2,9 га, объемом 246 куб.м., а также делянка 2, выделы 6 и 5 Попов-порожского участкового лесничества, на площади 3 га, объемом 343 куб.м.; N 20 выделы 16, 17, 19 и 22 Надвоицкого участкового лесничества, на площади 12,12 га, объемом 970 куб.м.; N 54 делянка 1, выделы 1.1, 1.2, 2.1.3 Выгозерекого участкового лесничества на площади 19,3 га, объемом 1827 куб.м.
Иск принят с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.10.2015, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит указанные решение и постановление отменить.
В своем отзыве Общество просит в удовлетворении жалобы отказать, поскольку полагает, что принятые судебные акты законны и обоснованны.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и Обществом 19.12.2008 был заключен договор N 57-з аренды лесного участка (далее - договор N 57-з) площадью 893 426 га в Сосновецком центральном лесничестве в целях заготовки древесины.
Договор N 57-з был 10.04.2009 зарегистрирован в установленном законом порядке.
На основании приказа Министерства от 29.07.2013 N 1131 "Об обследовании лесных насаждений, поврежденных лесными пожарами" Министерством было проведено лесопатологическое обследование лесного участка на арендуемой Обществом территории Выгозерского участкового лесничества, охваченной лесными пожарами в 2013 году. По результатам обследования 20.06.2014 составлен план - корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на 2014 год, утвержденный министром по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Министерство в письмах N 150, 191, 528, 729 и 1116 (с приложением актов проверки санитарного и лесопатологического состояния лесных участков) предложило Обществу включить выявленный объем санитарно-оздоровительных мероприятий в лесную декларацию.
Указанные в названных письмах делянки были включены арендатором в лесные декларации от 09.08.2011, от 23.05.2012 и от 26.06.2014.
Также в адрес арендатора направлялись требования от 21.02.2013 N 207, от 13.05.2014 N 536, от 24.06.2014 N 663 о необходимости внесения соответствующих изменений в "Проект освоения лесов" к договору N 57-з и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Отказ Общества внести изменения в "Проект освоения лесов" послужил основанием для обращения Министерства с иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении иска, правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Частью 2 статьи 55 ЛК РФ, пунктами 4 и 28 "Правил санитарной безопасности в лесах" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 предусмотрено, что указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден "Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Состав проекта освоения лесов).
Пункт 33 Состава проекта освоения лесов предусматривает порядок внесения изменений в проект освоения лесов, а именно внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Суды двух инстанций установили, что основанием для внесения изменений в проекты освоения лесов и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий явилось возникновение пожаров на арендуемых Обществом лесных участках. Также из материалов дела следует, что постановлением главы от 30.05.2013 N 21 Сегежского муниципального района Республики Карелии на территории данного района был введен режим чрезвычайной ситуации. Согласно распоряжению правительства Республики Карелия от 22.07.2011 N 378р-П режим чрезвычайной ситуации был введен и в 2011 году.
В соответствии с частью 1 статьи 53.7 ЛК РФ мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Согласно частям 4, 5 и 6 статьи 53.7 ЛК РФ при размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 названного Кодекса.
Судебные инстанции, учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в договоре N 57-з указания на обязанность Общества производить своими силами и за свой счет работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на арендованных лесных участках, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Министерства.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, а выводы установленным по делу соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.06.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.