03 марта 2016 г. |
Дело N А56-2439/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Александровой Е.Н. и Савицкой И.Г
при участии от Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Пащенко А.Ю. (доверенность от 11.001.2016 N 36-16/16),
рассмотрев 29.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод автофургонов "Энергия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2015 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 (судьи Семенова А.Б., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-2439/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод автофургонов "Энергия" (место нахождения: 193019, Санкт-Петербург, улица Бехтерева, дом 2, ОГРН 1147847437858, ИНН 7811598458; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (место нахождения: 197376, Санкт-Петербург, улица Профессора Попова, дом 42, ОГРН 1037828005764, ИНН 7813054862; далее - Управление) от 11.11.2014 N 12/4-21247 в выдаче дубликата паспорта транспортного средства (далее - ПТС) взамен ПТС 78 НМ 596687 от 29.08.2012, оформленного на автомобиль "Пожарная насосная станция", идентификационный номер (VIN) Х89476351С0АL7140, а также об обязании Управления выдать такой дубликат.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности (место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, территория Смольный, ОГРН 1047844000731, ИНН 7842005651; далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым, по мнению подателя жалобы, судами двух инстанций не дана надлежащая оценка в их совокупности.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения жалобы.
Общество и Управление о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании государственного контракта от 16.05.2012 N 248-01-12, заключенного Комитетом с закрытым акционерным обществом "Завод автофургонов "Энергия" (правопредшественник Общества), последнее изготовило транспортное средство "Пожарная насосная станция", VIN X89476351C0AL7140, получив на него ПТС 78 НМ 596687 от 29.08.2012 на основании одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС) от 21.08.2012 N Е-RU.MT02.А.00017.P2, выданного органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования "САТР-ФОНД" Межотраслевого Фонда "Сертификация автотранспорта "САТР" (далее - ОС "САТР-ФОНД").
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в письме от 23.04.2014 N 170-14/388 сообщило Управлению, что ПТС 78 НМ 5986687 оформлен с нарушением действующего законодательства и подлежит сдаче, а именно: транспортное средство не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), и по ряду параметров не соответствует ОТТС N E-RU.MT02.А.000017.P2, что подтверждается протоколом контрольного осмотра автомобиля от 05.02.2014 N ПИ/САТР 01-2014, составленным ОС "САТР-ФОНД".
Управление направило в адрес ЗАО "Завод автофургонов "Энергия" письмо от 28.05.2014 N 12/4-9484, в котором сообщило о получении названного письма и об аннулировании по результатам проверки бланка ПТС 78 НМ 596687, выставленного в розыск.
ЗАО "Завод автофургонов "Энергия" обратилось в ОС "САТР-ФОНД" с заявкой от 13.03.2014 N 109 на исправление ОТТС N E-RU.MT02.А.00017.P2 от 21.08.2012, на основании которой ОС "САТР-ФОНД" вынес решение от 17.03.2014 и составил заключение от 27.05.2014 о возможности исправления одобрения типа транспортного средства.
27.05.2014 ОС "САТР-ФОНД" оформил и выдал ЗАО "Завод автофургонов "Энергия" ОТТС N E-RU.MT02.А.00017.P2.И1, действия которого распространено на восемь автотранспортных средств с VIN X98476351С0AL7143 - 7150.
В ОТТС E-RU.MT02.А.000017.P2 ОС "САТР-ФОНД" внесены исправления в связи с ошибками в указании габаритных размеров транспортного средства и параметров масс транспортного средства на странице 3, выдано ОТТС N E-RU.MT02.А.000017.P2.И1, а также указано на возможность подтверждения обоснованности выпуска транспортного средства на основании ранее выданного ОТТС в случае, если его габаритная длина и колея задних колес будут соответствовать величинам, установленным во вновь оформляемом ОТТС N E-RU.MT02.А.000017.P2.И1, и весовые параметры автомобиля не будут превосходить указанные в названном ОТТС величины.
На основании вновь выданного ОТТС N E-RU.MT02.А.00017.P2.И1 и внесенных изменений в ОТТС N E-RU.MT02.А.000017.P2 изготовитель транспортного средства обратился в Управление с заявлением на выдачу дубликата ПТС взамен ПТС 78 НМ 596687, оформленного 29.08.2012 на автомобиль "Пожарная насосная станция", VIN X89476351C0AL7140.
Управление в письме от 11.11.2014 N 12/4-21247 сообщило ЗАО "Завод автофургонов "Энергия" об отсутствии оснований для выдачи дубликата ПТС взамен ПТС 78 НМ 596687 на основании ОТТС N E-RU.MT02.00017.P2.И1.
Общество оспорило отказ Управления в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Управления правовых и фактических оснований для выдачи дубликата паспорта транспортного средства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорта транспортных средств выдаются организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 01.07.1993, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 07.08.2008.
Согласно пункту 65 "Методических рекомендаций по организации деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору", утвержденных Министерством внутренних дел Российской Федерации 19.12.2012 N 13/5-8042, территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации при выдаче организациям - изготовителям бланков ПТС и (или) ПШТС осуществляют контроль соответствия конструкции транспортных средств путем проверки наличия у них одобрений типа транспортного средства и (или) одобрения типа шасси.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за N 13051, утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Согласно пункту 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия (пункт 51 Правил регистрации).
В пункте 1 Технического регламента установлены требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Согласно пункту 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее - Положение о ПТС) выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Пунктом 41 Положения о ПТС в графу 17 ПТС предусмотрено внесение сведений об ОТТС или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (далее - СБКТС), которое в силу пункта 5 Технического регламента является документом, свидетельствующим о возможности допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 106 Технического регламента выпущенное в обращение транспортное средство (шасси), имеющее ОТТС, считается не соответствующим требованиям Технического регламента, в случаях, если хотя бы одна характеристика указанного транспортного средства (хотя бы один его компонент), в отношении которого установлены требования, не соответствует этим требованиям; конструктивные параметры и характеристики транспортного средства (шасси) отличаются от зафиксированных в ОТТС. Исключение составляют изменения, вносимые в конструкцию транспортных средств (шасси), о которых заявитель проинформировал орган по сертификации, и в отношении которых органом по сертификации было принято решение о сохранении действия выданных документов, удостоверяющих соответствие требованиям технического регламента.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, судами двух инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что при обращении за выдачей ПТС на спорный автомобиль его характеристики не соответствовали указанным в ОТТС N E-RU.MT02.А.000017.P2 параметрам. При этом не принимались решения по распространению действия названного ОТТС на транспортные средства с отличающимися параметрами и характеристиками, в связи с чем судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что приведенные обстоятельства исключают наличие действующего ПТС на такое транспортное средство и, как следствие, отказ в выдаче дубликата ПТС признали законным и обоснованным.
Кроме того, суды двух инстанций правомерно не приняли во внимание ссылку Общества на ОТТС N E-RU.MT02.А.000017.P2.И1, действие которого распространено на восемь автомобилей с VIN X98476351С0AL7143 - 7150, поскольку указанное ОТТС не распространятся на ранее изготовленный автомобиль с VIN X98476351С0AL7140.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам. Более того, приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом детального исследования и оценки при рассмотрении настоящего дела в судах двух инстанций и правомерно признаны судами несоответствующими вышеназванным нормативным положениям и обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 по делу N А56-2439/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод автофургонов "Энергия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.