15 марта 2016 г. |
Дело N А13-784/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Александровой Е.Н., Кудина А.Г.,
при участии от Вологодской городской общественной организации "Футбольный клуб "Динамо" Козловой О.В. (доверенность от 25.02.2016), от Управления физической культуры и массового спорта Администрации города Вологды Сысоева А.А. (доверенность от 15.01.2016),
рассмотрев 15.03.2016 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления физической культуры и массового спорта Администрации города Вологды и Администрации города Вологды на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по делу N А13-784/2015 (судьи Романова А.В., Зорина Ю.В., Чередина Н.В.),
установил:
Вологодская городская общественная организация "Футбольный клуб "Динамо" (ИНН 3525073653; ОГРН 1033501073187; место нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 43; далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с Администрации города Вологды (ИНН 3525064930; ОГРН 1033500051683; место нахождения: г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4; далее - Администрация) и Управления физической культуры и массового спорта Администрации города Вологды (ИНН 3525233868; ОГРН 1093525018993; место нахождения: г. Вологда, ул. Козленская, д. 6; далее - Управление) 3 698 196 руб. 80 коп. неполученной субсидии (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 05.08.2015 (судья Цветкова Н.В.) в пользу Организации взыскано 3 696 980 руб. 72 коп. субсидии с муниципального образования "Город Вологда" в лице Управления за счет казны города Вологды.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Производство по делу в части требований к Администрации прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2015 решение суда первой инстанции отменено; в пользу Организации с Управления взыскано 2 550 700 руб. субсидии, а в остальной части в удовлетворении иска отказано; в иске к Администрации отказано.
В кассационных жалобах Управление и Администрация просят постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателей жалоб, оснований для удовлетворения иска не имеется, субсидия не перечислена истцу правомерно.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалоб поддержал, представитель Организации просила в их удовлетворении отказать.
Жалобы рассмотрены в отсутствие представителя Администрации, надлежаще извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Управлением и Организацией по результатам конкурса заключен договор от 23.06.2014 N 1 о предоставлении из бюджета города Вологды субсидии в сумме не более 10 000 000 руб. на выполнение получателем субсидии мероприятий, направленных на развитие массового, молодежного, детско-юношеского футбола на территории муниципального образования "Город Вологда" в соответствии с графиком перечисления субсидии.
По условиям договора получатель субсидии принимает на себя обязательства по выполнению указанных мероприятий в соответствии с календарным планом реализации проекта, по предоставлению отчетов о выполнении мероприятий и расходовании субсидий и по обеспечению долевого финансирования проекта в размере не менее чем 10% от общего объема средств на реализацию проекта.
Согласно пункту 2.2.5 договора в случае сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Вологодской городской Думы от 19.12.2013 N 1950 на предоставление субсидий, сумма указанной субсидии подлежит уменьшению пропорционально сокращению объема бюджетных ассигнований. Уведомление об уменьшении субсидии Управление направляет Организации в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения Вологодской городской Думы о внесении соответствующих изменений в бюджет города Вологды на 2014 год.
Случаи прекращения (приостановления) перечисления субсидии перечислены в пункте 3.2 договора: установление факта представления получателем субсидии недостоверных сведений и документов, которые привели к нарушению условий, установленных при предоставлении субсидии, неправильному определению ее размера; использование субсидии не по целевому назначению; непредставление Организацией отчета по расходованию субсидии в установленные договором сроки; обнаружение в представленных отчетах недостоверных сведений.
График перечисления субсидии, а также перечень выполняемых получателем субсидии мероприятий предусмотрен приложением 1 к договору, а календарный план реализации мероприятий, начало которых намечено на январь 2014 года - приложением 2 к договору.
Во исполнение договора Управление перечислило Организации субсидию на общую сумму 2 449 300 руб.
Организацией представлены в Управление отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных пунктами 1-3 календарного плана, и о расходовании субсидии по состоянию на 01.10.2014, которые утверждены им 27.10.2014 и 24.02.2015 без замечаний. Остаток неиспользованных средств субсидии составил 1216 руб.
В связи с сокращением бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Вологодской городской Думы на 2014 год, Управление 17.11.2014 уведомило Организацию об установлении субсидии на сумму не более 5 000 000 руб.
Организация, сославшись на выполнение мероприятий согласно календарному плану и неисполнение Управлением предусмотренных договором обязательств по перечислению субсидии, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности исковых требований, взыскал 3 696 980 руб. 72 коп. субсидии с муниципального образования "Город Вологда" в лице Управления за счет казны города Вологды.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о правомерности исковых требований, однако отменил решение суда и взыскал с Управления, как стороны договора, 2 550 700 руб. субсидии.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Муниципальным правовым актом местной администрации устанавливается порядок определения объема и предоставления из местного бюджета указанных субсидий.
Постановлением Администрации от 24.06.2011 N 3456 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета города Вологды социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным на территории муниципального образования "Город Вологда" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 15.1 Порядка получатель субсидии ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет Уполномоченному органу, отраслевому органу Администрации города Вологды текущий (промежуточный) или итоговый отчеты о выполнении календарного плана реализации проекта с приложением документов, подтверждающих достоверность указанных в отчетах сведений.
Согласно пункту 15.2 Проекта указанные отчеты в течение 10 рабочих дней со дня их представления получателем субсидии подлежат проверке на предмет целевого использования субсидии и утверждению руководителем Уполномоченного органа, отраслевого органа Администрации города Вологды.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что Организация надлежащим образом исполнила обязательства по выполнению мероприятий, предусмотренных пунктами 1-3 календарного плана, в том числе - подготовка и участие молодежной команды "Динамо" в первенстве России среди команд III дивизиона межрегиональной федерации футбола "Золотое кольцо" (сумма субсидии 7 252 685 руб.), участие детско-юношеских команд МБОУ ДОД СДЮСШОР N 3 (1998, 1999, 2000, 2001 г.р.) в соревнованиях межрегиональной федерации футбола "Золотое кольцо" в спортивном сезоне 2014 года (сумма субсидии 2 605 925 руб.).
В августе и сентябре 2014 года Управление перечислило Организации субсидию на общую сумму 2 449 300 руб., а также 27.10.2014 и 24.02.2015 без замечаний утвердило представленные Организацией отчеты о выполнении мероприятий и о расходовании субсидии по состоянию на 01.10.2014.
Поскольку предоставление субсидии оформлено договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного договора, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, оговоренных в законе (статья 310 названного Кодекса).
Принимая во внимание, что обязательство по поводу предоставления средств субсидии возникло между Управлением и Организацией на основании договора от 23.06.2014 N 1, а также исходя из того, что фактически Управление исполнило данное обязательство частично, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности исковых требований Организации.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил доводы подателей жалоб о необоснованном включении Организацией в отчеты о расходах средств субсидии затрат, понесенных в период с января 2014 года до даты заключения договора, поскольку в соответствии с календарным планом мероприятий действие договора распространено на предшествующий период.
Остальные доводы подателей жалоб также являлись предметом рассмотрения апелляционного суда и отклонены, получив надлежащую правовую оценку.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 по делу N А13-784/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления физической культуры и массового спорта Администрации города Вологды и Администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.