04 апреля 2016 г. |
Дело N А21-2839/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Ракчеевой М.А.,
рассмотрев 29.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Музафалова Равката Равильевича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2015 (судья Талалас Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 (судьи Барканова Я.В., Горбик В.М., Тимухина И.А.) по делу N А21-2839/2015,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) Музафалов Равкат Равильевич, ОГРНИП 312392622600143, ИНН 390000054770, обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ", место нахождения: 238210, Калининградская обл., Гвардейский р-н, г. Гвардейск, Юбилейная ул., д. 6, ОГРН 1023902272327, ИНН 3916002844 (далее - Администрация), об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером 39:02:090001:189, выраженном в письме от 20.03.2015 N 1658, и обязании Администрации устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка в аренду за плату для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
Решением от 21.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.11.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Музафалов Р.Р., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, для предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для целей ведения крестьянско-фермерского хозяйства не требуется проведение аукциона или торгов.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, глава КФХ Музафалов Р.Р. обратился в Администрацию с заявлением от 20.02.2015 о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 39:02:090001:189 площадью 100 га, расположенного по адресу: Калининградская область, Гвардейский район (в 500 м на северо-запад от центра пос. Зорино), для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 49 лет.
Глава КФХ Целихина Г.П. обратилась в Администрацию с заявлением от 27.02.2015 N 937 о предоставлении ей в аренду того же земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Письмом от 20.03.2015 N 1658 Администрация сообщила Музафалову Р.Р., что право собственности на испрашиваемый им земельный участок будет предоставляться по результатам проведения торгов; о проведении аукциона (который состоится во втором квартале 2015 года) заявитель будет проинформирован дополнительно.
Ссылаясь на то, что решение Администрации об отказе в предоставлении земельного участка является незаконным, нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Музафалов Р.Р. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили предусмотренных названными статьями оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция соглашается с выводами судов в силу следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение земельными участками, обязаны предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Согласно пункту 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ).
В пункте 1 статьи 12 Закона о КФХ указано, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункты 3, 4 статьи 12 Закона о КФХ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (пункт 5 статьи 12 Закона о КФХ).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 39:02:090001:189 входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 ЗК РФ.
Поскольку Законом о КФХ не регламентирована процедура предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок, суды, учитывая категорию и вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, пришли к правильному выводу о применении к возникшим правоотношениям правил, установленных пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела подтверждается, что на момент принятия решения о предоставлении спорного земельного участка Администрации были поданы два аналогичных заявления: главы КФХ Мурзалиева Р.Р. и главы КФХ Целихиной Г.П.
При таких обстоятельствах отказ Администрации в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка без проведения торгов является законным и обоснованным. Суды правомерно оставили заявленные требования без удовлетворения.
Довод жалобы об отсутствии правовых оснований для одновременного применения статьи 34 ЗК РФ, статьи 12 Закона о КФХ и статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения подлежит отклонению.
Применение пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует принципам предоставления земельных участков, установленным статьей 34 ЗК РФ, и не противоречит положениям Закона о КФХ.
При рассмотрении дела суды учитывали правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 18.05.2015 по делу N А35-8391/2013.
Ссылка подателя жалобы на необоснованность заявлений других претендентов на земельный участок признается несостоятельной, поскольку не имеет правового значения.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу N А21-2839/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Музафалова Равката Равильевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.