14 апреля 2016 г. |
Дело N А13-6231/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
при участии от государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Рожковой Н.М. (доверенность от 10.09.2015), от бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Медико-санитарная часть "Северсталь" Мошкина А.Н. (доверенность от 18.06.2014),
рассмотрев 07.04.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.10.2015 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Осокина Н.А.) по делу N А13-6231/2015,
установил:
Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Медико-санитарная часть "Северсталь", место нахождения: 162608, Вологодская область, город Череповец, улица Металлургов, дом 18, ИНН 3528036956, ОГРН 1023501237242 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33, ИНН 3525039187, ОГРН 1023500884087 (далее - Фонд), о признании незаконным решения от 17.04.2015 N 65.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.10.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал решения Фонда недействительным.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 решение суда первой инстанции от 05.10.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 15.10.2015 и постановление от 24.12.2015 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований.
По утверждению подателя жалобы, судами не учтено что страхователем был нарушен порядок исчисления пособия по уходу за ребенком и это повлекло нарушение повлекло нарушение требований пункта 9 Правил предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2005 N 439 (далее - Правила N 439).
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату Учреждением страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По результатам проверки составлен акт от 31.03.2015 и вынесено решение от 17.04.2015 N 65.
В соответствии с указанным решением Фонд отказал в принятии к зачету расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком в двойном размере в сумме 106 995 руб. 36 коп., в том числе за счет средств федерального бюджета - 68 915 руб. 91 коп., за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) - 38 079 руб. 45 коп.; Учреждению предложено внести изменения в бухгалтерскую отчетность и отразить не принятые к зачету суммы расходов в расчете формы 4-ФСС за период с 01.04.2015 по 30.06.2015.
Основанием для принятия решения послужил вывод Фонда о том, что Учреждение нарушило пункт 9 Правил N 439, так как необоснованно увеличило расходы на выплату Шпигарь Т.В. ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком, осуществляемую за счет средств ФСС и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет ФСС для выплаты пособия в размере, превышающем размер пособия, установленный Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Не согласившись с решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое решение незаконным, указав, что Правила N 439 не содержат запрета на перерасчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком, влекущий изменение порядка финансирования расходов, при нахождении лица в отпуске по уходу за двумя детьми - в возрасте до полутора лет и от полутора до трех лет, следовательно Учреждение не нарушило порядка исчисления пособия в двойном размере при нахождении лица в отпуске одновременном по уходу за двумя детьми, не достигшими возраста трех лет.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) предусмотрено ежемесячное пособие по уходу за ребенком, продолжительность выплаты которого статьей 14 названного Закона устанавливается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
В силу статьи 4 Закона N 81-ФЗ выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, производится за счет средств ФСС.
На основании пункта 7 части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, гарантируется в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В ходе проверки Фондом подтверждено, что работник Учреждения Шпигарь Т.В. имеет право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
В соответствии с приказом Учреждения N 712-о от 18.04.2014 Шпигарь Т.В. с 10.11.2013 по 09.05.2015 находилась в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет (Захар 09.05.2012 г.р.), ей была назначена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере - в сумме 22 141 руб. 66 коп. - в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 18 Закона N 1244-1.
В связи с рождением второго ребенка (Екатерина 31.03.2014 г.р.) Шпигарь Т.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 31.03.2014, сумма ежемесячного пособия на второго ребенка составила 20 340 руб. 04 коп.
Размер среднемесячного заработка Шпигарь Т.В. и сумма ежемесячного пособия на двоих детей не может превышать 25 425 руб. 04 коп. Следуя установленному ограничению Учреждение с июня 2014 года прекратило выплату ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком в сумме 22 141 руб. 66 коп., и рассчитав, что ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком составляет 20 340 руб. 04 коп., доплачивал к этой сумме 5085 руб. пособия по уходу за первым ребенком.
Отказывая Учреждению в принятии к зачету произведенных им расходов на социальное страхование в спорной части, Фонд в акте проверки от 31.03.2015 указал, что страхователь необоснованно с июня 2014 года прекратил выплату 22 141 руб. 66 коп. ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком, осуществляемую за счет средств федерального бюджета, и рассчитал ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком в сумме 20 340 руб. 04 коп. за счет средств ФСС и федерального бюджета, перечисляемых в бюджет ФСС.
В связи с этим, по мнению Фонда, Учреждение допустило расходование средств ФСС в сумме 38 079 руб. 45 коп. и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет ФСС, в сумме 68 915 руб. 91 коп. (всего 106 995 руб. 36 коп.).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 9 Правил N 439 действительно установлено, что финансирование расходов, связанных с выплатой пособия, осуществляется гражданам в период отпуска по уходу за ребенком, а также гражданам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, до достижения ребенком возраста полутора лет - за счет средств ФСС и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет ФСС для выплаты пособия в размере, превышающем размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год по подразделу "Трансферты внебюджетным фондам" раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Финансирование расходов, связанных с выплатой таким гражданам пособия в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет, в осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год для выплаты пособия по подразделу "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов Российской Федерации (абзац четвертый пункта 9 Правил N 439 в редакции, действовавшей в спорный проверенный период).
Таким образом, Правилами N 439 установлено, что выплаты пособий по уходу за ребенком в период отпуска по уходу до достижения ребенком возраста полутора лет производятся за счет средств ФСС и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет ФСС на указанные цели, в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет - за счет средств федерального бюджета. При этом применение порядка финансирования расходов, связанных с выплатой пособий, зависит от возраста ребенка, в отпуске по уходу за которым находится застрахованное лицо.
В данном случае основанием для перерасчета размера пособия на первого ребенка стало наступления страхового случая, а именно нахождение Шпигарь Т.В. в отпуске по уходу за вторым ребенком. При этом гарантированная законом выплата пособия на первого ребенка до достижения им возраста трех лет после июня 2014 года Учреждением не была прекращена.
Выплата пособия по уходу за первым ребенком в возрасте от полутора до трех лет осуществлялась из федерального бюджета ежемесячно в сумме 5085 руб., что подтверждается платежными поручениями, письмом Управления Федерального казначейства по Вологодской области от 17.09.2015 N 30.12-56/4754.
Нарушений в расчете суммированного размера пособия по уходу за двумя детьми Фондом в ходе проверки не установлено.
В данном случае суды правомерно исходили из того, что Правила N 439 не содержат запрета на перерасчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком, влекущий изменение порядка финансирования расходов, при нахождении лица в отпуске по уходу за двумя детьми в возрасте до полутора лет и от полутора до трех лет.
В свою очередь Фонд не лишен возможности в соответствии с бюджетным законодательством разрешить спорные вопросы относительно порядка распределения средств между бюджетами.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судов о том, что Учреждение не нарушило порядок исчисления пособия и у Фонда не было законных оснований для непринятия к зачету подтвержденных расходов.
Таким образом, суды правомерно признали оспариваемое решение Фонда недействительным.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, а также неправильного применения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.10.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 по делу N А13-6231/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.