13 июля 2016 г. |
Дело N А13-4890/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.07.2016.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Александровой Е.Н., Самсоновой Л.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Ямалгазинвест" Вилинского Р.Е. (доверенность от 12.11.2015 N 1803),
рассмотрев 12.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.12.2015 (судья Лукенюк О.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А13-4890/2015,
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области, место нахождения: город Вологда, улица Герцена, дом 27, ОГРН 1053500056136; ИНН 3525151968 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к публичному акционерному обществу "Газпром", место нахождения: Москва, улица Наметкина, дом 16, ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003 (далее - Общество), о взыскании 11 527 руб. 08 коп. задолженности по арендной плате, доначисленной за 2012, 2013 и 2014 годы по договору аренды от 01.10.2011 N 13/457 лесного участка. Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Ямалгазинвест", место нахождения: 119415, Москва, проспект Вернадского, дом 41, строение 1, ОГРН 1027700154261, ИНН 7728149400 (далее - ЗАО "Ямалгазинвест").
Решением суда первой инстанции от 18.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.03.2016, с Общества в пользу Департамента взыскана задолженность в размере 2011 руб. 69 коп.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В отзыве Общество, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ЗАО "Ямалгазинвест" просил в удовлетворении жалобы Департамента отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Департамент и Общество 01.10.2011 заключили договор аренды N 13/457 лесного участка площадью 0,7637 га, расположенного в Вологодской области, Великоустюгском муниципальном районе, Великоустюгском лесничестве, в Великоустюгском участковом лесничестве в квартале N 30 (выделы N с 19-го по 21-й), в квартале N 40 (выделы N 1 и N 2); в Лодейском участковом лесничестве в квартале N 45 (выделы N 33 и N 35), сроком действия по 31.08.2012.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.10.2011 N 1.
В соответствии с пунктом 2.1 договора арендная плата составляет 2035 руб. 04 коп.
Согласно пункту 2.2 договора арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 к договору и предоставляет в течение одного месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Поскольку после истечения срока действия договора Общество продолжало пользоваться лесным участком в отсутствие возражений со стороны арендодателя, данный договор на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
По результатам проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства в 2014 году проверки правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков выявлен недополученный доход федерального бюджета в связи с неправильным начислением арендной платы по указанному договору по причине неверного указания коэффициента в отношении нерестоохранных полос.
В связи с неправильным применением поправочного коэффициента в отношении нерестоохранных полос лесов на арендованном лесном участке, размер годовой арендной платы, по мнению истца, составил 8140 руб. 15 коп.
На основании вышеизложенного Департамент направил в адрес Общества претензию, содержащую требование о добровольном внесении доначисленной арендной платы в срок до 05.04.2015.
Претензия получена обществом 19.03.2015.
Оставление претензии без ответа послужило основанием для обращения Департамента с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о необходимости применения к ставкам арендной платы коэффициента 0,1, отказал в удовлетворении иска о взыскании части суммы задолженности, рассчитанной без применения данного коэффициента.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ если иное не установлено ЛК РФ.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Как определено частью 3 статьи 74 ЛК РФ, в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ, договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
Статьей 45 названного Кодекса регламентирован порядок использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
В данном случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что договор аренды от 01.10.2011 N 13/457 заключен без проведения аукциона для строительства линейного объекта.
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что арендная плата является регулируемой и подлежит определению в соответствии с Постановлением N 310.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 109 примечания к таблице 16 Постановления N 310 дополнены пунктом 9, в силу которого к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Также судами установлено, что указанный линейный объект, законченный строительством, принят приемочной комиссией 29.12.2012 по акту формы КС-14.
Согласно разделу 5 Указаний по применению и заполнению унифицированной формы первичной учетной документации работ в капитальном строительстве (утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.1997 N 71а) акт по форме КС-14 является документом по приемке и вводу объекта, зачисления его в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности.
Оформление приемки производится заказчиком и членами приемочной комиссии на основе результатов проведенных ими обследований, проверок, контрольных испытаний и измерений, документов исполнителя работ, подтверждающих соответствие принимаемого объекта утвержденному проекту, нормам, правилам и стандартам, а также заключений органов надзора.
Суды двух инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установили, что моментом ведения объекта в эксплуатацию является акт от 29.12.2012, в связи с чем пришли к правильному выводу об определении размера арендной платы за спорный период с 01.01.2013 с учетом поправочного коэффициента 0,1.
Довод Департамента относительно преюдициального значения вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Вологодской области от 06.12.2013 по делу N А13-11866/2013, от 03.06.2014 по делу N А13-87/2014 (применительно к части 2 статьи 69 АПК РФ) является ошибочным, поскольку сделанные в нем выводы не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений Гражданского законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.12.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу N А13-4890/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.