24 августа 2016 г. |
Дело N А44-1661/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.08.2016.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
рассмотрев 23.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автопрокат" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.02.2016 (судья Янчикова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А44-1661/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автопрокат", место нахождения: 173008, Великий Новгород, Магистральная улица, дом 13, ИНН 5321091954, ОГРН 1035300277000 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636 (далее - Министерство), к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1, ИНН 5321028776, ОГРН 1025300788094 (далее - Департамента), о взыскании 26 367 244 руб. 23 коп. убытков, возникших в связи с перевозкой пассажиров отдельных категорий граждан в 2012-2013 годы.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил свои требования и просил взыскать с Департамента 10 890 501 руб. 86 коп. убытков, возникших в связи с перевозкой пассажиров отдельных категорий граждан в 2013 году, от требований к Министерству отказался.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, место нахождения: 173005, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1, ИНН 5321073088, ОГРН 1025300795915 (далее - Департамент транспорта).
Решением суда первой инстанции от 20.02.2016 производство по делу в части требования взыскания 11 338 561 руб. 29 коп. убытков за 2012 год, а также в части требования взыскания убытков с Министерства прекращено. С Департамента в пользу Общества взыскано 775 060 руб. 88 коп. убытков. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Вместе с тем суд взыскал с Общества в доход федерального бюджета 71 941 руб. государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 13.05.2016 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление в части отказа во взыскании с Новгородской области в лице Департамента за счет казны Новгородской области убытков Общества, полученных им в 2013 году, в связи с перевозкой льготных категорий граждан в размере 10 890 501 руб. 86 коп. отменить и принять по делу новый судебный акт.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество в 2013 году осуществляло перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на городских маршрутах Великого Новгорода и Новгородском муниципальном районе на основании договоров, заключенных с администрацией Великого Новгорода, Комитетом транспорта Новгородской области.
В соответствии со статьей 1 Областного закона Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать единые социальные проездные билеты (далее - ЕСПБ) на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от продажи единых социальных проездных билетов были установлены Положением "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами", утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 (далее - Положение N 519).
Общество, осуществляя регулярные перевозки автомобильным транспортом общего пользования в городском и пригородном сообщении отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ в соответствии с Положением N 519, являлось получателем субсидии на компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.
В установленный Порядком N 65 срок Общество представляло в Департамент транспорта отчеты о транспортной работе в городском округе Великий Новгород и Новгородском муниципальном районе (в городском и пригородном сообщениях) за 2013 год.
Отчеты о транспортной работе Общества приняты Департаментом транспорта и произведены расчеты субсидии.
За I - IV кварталы 2013 года субсидия, рассчитанная Департаментом транспорта на основании Порядка N 65, составила 1 418 289 руб. 77 коп.
Обществу выплачено за I и IV кварталы 643 228 руб. 89 коп.
Фактическая задолженность по расчету Департамента составила 775 060 руб. 88 коп.
Вместе с тем, по расчету Общества размер не полученной субсидии, необходимой для компенсации потерь, связанных с перевозкой пассажиров отдельных категорий граждан в 2013 году возникшей от перевозки льготников, составляет 10 890 501 руб. 86 коп.
Полагая, что субсидия за указанный период выплачена не в полном объеме, Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, отказывая во взыскании не полученной субсидии, необходимой для компенсации потерь, связанных с перевозкой пассажиров отдельных категорий граждан в 2013 году возникшей от перевозки льготников, в размере 10 890 501 руб. 86 коп. правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как установлено статьями 426 и 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005 утверждено положение N 519 "О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами" (далее - Положение N 519) с 01.01.2006 на территории Новгородской области введена продажа ЕСПБ.
Данным положением установлена стоимость ЕСПБ, определены также категории граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ: право на приобретение проездных билетов имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области.
Порядок N 65 регламентирует предоставление субсидий организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском и (или) пригородном сообщении, а в случае отсутствия маршрута в пригородном сообщении - на маршруте в межмуниципальном сообщении (далее - перевозчики) отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ) в соответствии с Положением N 519 на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права на проезд по ЕСПБ (далее - субсидии), за счет средств областного бюджета.
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области как главный распорядитель средств областного бюджета осуществляет предоставление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных в областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (пункт 3 Порядка N 65).
Субсидия предоставляется при соблюдении перевозчиком следующих условий:
наличие заключенного договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования (далее - договор), копия которого представляется перевозчиком в департамент;
заключения соглашения о предоставлении субсидии между департаментом и перевозчиком, обязательным условием которого является согласие перевозчика на осуществление департаментом как главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения перевозчиком условий, целей и порядка ее предоставления. Типовая форма соглашения утверждается приказом департамента (пункт 4 Порядка N 65).
Расчет объема субсидии осуществляется в соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Порядка N 65 на основании отчетных данных о транспортной работе, предоставляемых перевозчиком.
В данном случае судами двух инстанций установлено, что Департамент рассчитал субсидию в соответствии с названным Порядком.
Расчет Общества суды правильно не приняли во внимание, поскольку в его расчетах отсутствует показатель фактического дохода, начисленный перевозчику за квартал, от осуществления перевозок граждан по ЕСПБ в городском и пригородном сообщении на территории муниципального образования. Без данного показателя невозможно рассчитать объем субсидии по формулам, предусмотренным пунктами 6 и 7 Порядка N 65.
Ввиду изложенного суды двух инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ установив, что Общество не подтвердило факт причинения ему убытков в размере 10 115 440 руб. 98 коп правомерно отказали в удовлетворении иска в данной части.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Общества, были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, где правомерно отклонены.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.02.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу N А44-1661/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автопрокат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.