19 сентября 2016 г. |
Дело N А42-5067/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Кудина А.Г. и Савицкой И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мильгевской Н.А.,
при участии в судебном заседании от государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" Ордината И.С. (доверенность от 08.08.2016), от Министерства финансов Мурманской области Юриновой Е.Ю. (доверенность от 18.08.2016 N 02-11/23),
рассмотрев 12.09.2016 в открытом судебном заседании заявление государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу N А42-6982/2011,
установил:
Государственное областное унитарное теплоэнергетическое предприятие "ТЭКОС" (место нахождения: 183034, город Мурманск, улица Промышленная улица, дом 15, ОГРН 1025100874677, ИНН 5192110028; далее - Предприятие), ссылаясь на Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон N 68-ФЗ), обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с заявлением о присуждении 3 390 297 руб. 19 коп. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2012 по делу N А42-6982/2011.
В порядке части 3 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Арбитражный суд Северо-Западного округа определением от 10.08.2016 привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрацию муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района Мурманской области (место нахождения: 184630, Мурманская область, Кольский район, село Териберка, Пионерская улица, дом 7, ОГРН 1035100046816, ИНН 5110520033; далее - Администрация), Управление делами администрации сельского поселения Териберка Кольского района Мурманской области (место нахождения: 184630, Мурманская область, Кольский район, село Териберка, Пионерская улица, дом 7, ОГРН 1115105000592, ИНН 5105032506; далее - Управление делами Администрации), Министерство финансов Мурманской области (место нахождения: 183032, город Мурманск, Кольский проспект, дом 1, ОГРН 1025100863160, ИНН 5191501950), Управление Федерального казначейства по Мурманской области (место нахождения: 183010, город Мурманск, проспект Кирова, дом 14/2, ОГРН 1025100849663, ИНН 5191501406; далее - УФК по Мурманской области) и Управление Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области в лице Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам (место нахождения: 1830387, город Мурманск, улица Карла Либкнехта, дом 46, корпус 2, ОГРН 1045100220274, ИНН 5190132481; далее - УФССП по Мурманской области).
В обоснование заявления Предприятие указало, что решением Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2012 по делу N А42-6982/2011 с Администрации в пользу Предприятия взыскано 8 041 999 руб. 48 коп. основного долго и 314 489 руб. 44 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, всего 8 356 488 руб. 92 коп. (л.д. 9-10).
На основании названного решения Арбитражный суд Мурманской области 20.04.2012 выдал исполнительный лист серия АС N 003113075, который предъявлен взыскателем к исполнению в УФК по Мурманской области (л.д.11).
Письмом от 10.08.2012 N УНД-12-7611 УФК по Мурманской области сообщило Предприятию о возможности отзыва исполнительного документа N 003113075 в связи с истечением 10.08.2012 трехмесячного срока его исполнения и неисполнением должником содержащихся в нем требований, дальнейшего предъявления требований по неисполненному исполнительному документу к Администрации как к главному распорядителю средств местного бюджета (л.д. 12).
26.11.2014 указанный исполнительный лист отозван взыскателем из УФК по Мурманской области и предъявлен к исполнению в Межрайонный специализированный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Мурманской области.
Судебный пристав-исполнитель названного отдела УФССП по Мурманской области постановлением от 02.02.2015 возбудил исполнительное производство N 900/15/51021-ИП в отношении должника - Администрации (л.д. 13).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 04.09.2015 по делу N А42-4541/2015 признано незаконным бездействие Администрации по неисполнению исполнительного листа серия АС N 003113075 от 20.04.2012, суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия путем совершения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации действий по включению суммы задолженности перед Предприятием в бюджет муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района Мурманской области и обеспечения выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования в целях исполнения исполнительного листа серия АС N 003113075 от 20.04.2012 в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 14-20).
До настоящего времени выплата денежных средств по исполнительному листу серия АС N 003113075 не произведена.
Предприятие полагает, что неисполнение Администрацией решения по делу N А42-6982/2011 нарушило его право на исполнение судебного акта в разумный срок.
В отзыве на заявление УФК по Мурманской области указывает, что "согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования сельского поселения Териберка Кольского района Мурманской области на 2016 год, утвержденной решением Совета депутатов сельского поселения Териберка Кольского района Мурманской области от 25.12.2015 N 36 (размещено на официальном сайте Администрации www.teriberka51.ru в разделе "Документы/Бюджет/2016") Администрация является главным распорядителем средств местного бюджета".
В отзыве на заявление Министерство финансов Мурманской области указывает, что "интересы муниципального образования представляют соответствующие финансовые органы и главный распорядитель средств соответствующего бюджета - в данном случае Администрация в соответствии с Уставом муниципального образования сельского поселения Териберка Кольского района Мурманской области и ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района Мурманской области на 2016 год".
УФССП по Мурманской области в отзыве на заявление сообщило, что в ходе совершения исполнительных действий по сводному исполнительному производству N 900/15/51021-СД, возбужденному в отношении Администрации, судебным приставом-исполнителем проведены мероприятия, направленные на установление имущества должника, на которое в соответствии с законодательством об исполнительном производстве возможно обратить взыскание. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, Администрации принадлежит 148 объектов имущества. 16.08.2016 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете на совершение действий по регистрации. В настоящее время остаток задолженности по исполнительному производству составляет 10 617 786 руб. 79 коп., а на основании постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественное право денежные средства в размере 5000 руб. поступают на депозитный счет отдела и распределяются в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу N А42-6982/2011, а представитель Министерства финансов по Мурманской области возражал против его удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Администрация, Управление делами Администрации, УФК по Мурманской области и УФССП по Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает заявленное требование подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 222.1 АПК РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации.
Из пункта 1 статьи 1 Закона N 68-ФЗ следует, что неисполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, служит основанием для возникновения у лица, являющегося в судебном процессе стороной, права на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2010 N 4-П указано, что согласно статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 2), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 и 118 Конституции Российской Федерации гарантированная ею и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Согласно части 1 статьи 6.1 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
Вопрос о том, нарушено ли право заявителя на исполнение судебного акта в разумные сроки, должен разрешаться с учетом оценки конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом действий, направленных на исполнение, взыскателя и должника.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, который предусматривает трехмесячный срок исполнения названных актов (глава 24.1).
В данном случае установленный бюджетным законодательством Российской Федерации трехмесячный срок для исполнения Администрацией исполнительного листа, выданного 20.04.2012 Арбитражным судом Мурманской области по делу N А42-6982/2011, истек 10.08.2012 (письмо УФК по Мурманской области от 10.08.2012 N УНД-12-7611; л.д. 12).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации; за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (пункт 3 статьи 1 Закона N 68-ФЗ).
При рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта. Поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 222.3 АПК РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации (пункт 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"; далее - Постановление Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11).
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (часть 2 статьи 222.8 АПК РФ).
Из материалов дела следует, что до настоящего времени выплата денежных средств по исполнительному листу серия АС N 003113075 не произведена по причинам, не зависящим от взыскателя. При этом продолжительность неисполнения судебного акта (с момента предъявления исполнительного листа взыскателем) на день рассмотрения настоящего заявления составляет более четырех лет, в то время как бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрен трехмесячный срок исполнения.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к выводу о превышении разумных сроков исполнения судебного акта и считает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок установленным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 1 и статьи 3 Закона N 68-ФЗ, названный Закон распространяется на случаи: нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе: по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления. Под денежным обязательством согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения (подпункт "б" пункта 2 Постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11).
В подпункте "е" пункта 36 Постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11 разъяснено, что под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, в целях применения части 4 статьи 222.4 АПК РФ понимаются по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, органов местного самоуправления, - муниципальное казенное учреждение, орган местного самоуправления (должник) и орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае таким органом является Администрация, что подтвердил в судебном заседании представитель Министерства финансов Мурманской области, а также следует из отзыва УФК по Мурманской области.
В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации (пункт 60 Постановления Пленума ВС от 29.03.2016 N 11).
Предприятие заявило требование о присуждении компенсации в размере 3 390 297 руб. 19 коп.
В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая срок, в течение которого не исполнялся судебный акт, а также поведение сторон по делу, ограниченные возможности бюджета муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района Мурманской области, факт обращения судебным приставом-исполнителем взыскания на имущественное право, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает возможным, основываясь на принципах разумности и справедливости, определить размер компенсации в сумме 50 000 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления Предприятия о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 6000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся на должника в лице Администрации.
Руководствуясь статьями 167 и 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
решил:
присудить государственному областному унитарному теплоэнергетическому предприятию "ТЭКОС" компенсацию за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2012 по делу N А42-6982/2011.
Взыскать с Администрации муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района Мурманской области (место нахождения: 184630, Мурманская область, Кольский район, село Териберка, Пионерская улица, дом 7, ОГРН 1035100046816, ИНН 5110520033) за счет средств бюджета муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района Мурманской области в пользу государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" (место нахождения: 183034, город Мурманск, Промышленная улица, дом 15, ОГРН 1025100874677, ИНН 5192110028) компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 50 000 руб. и 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Выплату произвести на расчетный счет государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия "ТЭКОС" N 4060 2810 8410 0010 0120 в Мурманском отделении N 8627 ПАО Сбербанк г.Мурманск, БИК 044705615, корр/счет 3010 1810 3000 0000 0615.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте "е" пункта 36 Постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11 разъяснено, что под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, в целях применения части 4 статьи 222.4 АПК РФ понимаются по искам, предусматривающим обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, органов местного самоуправления, - муниципальное казенное учреждение, орган местного самоуправления (должник) и орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета как орган, осуществляющий организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 сентября 2016 г. N Ф07-7615/16 по делу N А42-5067/2016
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2016 Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7615/16