Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия по договору купли-продажи в отношении земельного участка
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
22 сентября 2016 г. |
Дело N А21-6097/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Ракчеевой М.А., Сергеевой И.В.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Ходыревой А.А. (доверенность от 09.06.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Металлика" Прокопенко А.В. (доверенность от 01.06.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2015 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Колосова Ж.В.) по делу N А21-6097/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Металлика" (место нахождения: 236022, Калининградская обл., Калининград, ул. Чернышевского, 36-А, 3, ОГРН 1093925031672, ИНН 3904608662; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (место нахождения: 236040, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703; далее - Управление), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения по результатам рассмотрения заявления Общества от 25.11.2014 N 9789 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 39:15:131902:540 в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015; далее - ЗК РФ); а также о признании незаконным решения Управления от 06.10.2015 N 4711 об отказе в заключении договора купли-продажи указанного земельного участка и обязании Управления направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка с указанием выкупной цены в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 28.12.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2016 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, полагая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит кассационную жалобу удовлетворить, обжалуемые судебные акты отменить.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе Управления, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество с декабря 2010 года является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Калининград, ул. Александра Невского, д. 142.
Принадлежащие Обществу объекты недвижимости ранее располагались на земельном участке площадью 22 500 кв. м с кадастровым номером 39:15:131902:65, с разрешенным использованием: "под военный городок", на котором помимо 21 здания Общества также находилось еще 6 зданий, оставшихся в ведении 1986 отделения морской инженерной службы Балтийского флота.
В настоящее время принадлежащие Обществу объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 19 106 кв. м, с кадастровый номер 39:15:131902:540.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 25.11.2014 N 9789 о выкупе указанного земельного участка.
Поскольку ответ на указанное обращение не получен, Общество повторно обратилось в Управление с заявлением от 07.08.2015 о выкупе земельного участка по цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N137-ФЗ), в размере 2,5% от кадастровой стоимости участка.
Письмом от 06.10.2015 N 4711 Управление отказало Обществу в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по льготной цене со ссылкой на то, что указанная цена действовала только до 01.07.2012, а в настоящее время в соответствии со статьей 39.4 ЗК РФ продажа земельных участков осуществляется по кадастровой стоимости, которая в данном случае составляет 26 114 845 рублей.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, считая незаконным бездействие Управления, выразившееся в не направлении Обществу решения по результатам рассмотрения заявления от 25.11.2014, а также полагая, что решение от 06.10.2015 N 4711 об отказе в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по льготной цене является недействительным.
Из установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела следует, что между Обществом и Управлением отсутствует спор о наличии у Общества права на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка. Спорным является вопрос о цене, по которой данный земельный участок подлежит продаже. Общество считает, что земельный участок должен быть продан по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости, установленной пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, а по мнению Управления, цена земельного участка определяется в соответствии со статьей 39.4 ЗК РФ в размере его кадастровой стоимости.
Удовлетворяя требования Общества о понуждении Управления к совершению действий по продаже земельного участка по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости, суды исходили их того, что Общество, начиная с 2010 года, предпринимало неоднократные попытки оформить права на земельный участок под принадлежащими ему зданиями. Вместе с тем, решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 39:15:131902:65 принято только 01.04.2014. На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 01.04.2014 N 406 земельный участок с кадастровым номером 39:15:131902:65 разделен на два земельных участка: с кадастровым номером 39:15:131902:539 площадью 3 394 кв.м под здания, оставшиеся в ведении ФГУ "1986 отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации, и с кадастровым номером 39:15:131902:540 площадью 19 106 кв. м под здания, принадлежащие Обществу.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в определенной местности.
Как пояснил представитель Общества в судебном заседании кассационной инстанции обращением Общества о правах на земельный участок под его объектами недвижимости, о котором говорится в обжалуемых судебных актах, следует понимать имеющееся в материалах дела заявление (письмо) от 10.12.2010 N 624/12, адресованное Министру обороны Российской Федерации (т.1, л.д. 23), иных обращений относительно судьбы указанного земельного участка в период до 01.07.2012 не было.
Между тем из письма от 10.12.2010 N 624/12 следует, что Общество ставит вопрос о приватизации оставшихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 22 500 кв. м с кадастровым номером 39:15:131902:65. По результатам указанного обращения Министром обороны Российской Федерации было дано поручение о подготовке к продаже указанных объектов недвижимости и земельного участка площадью 22 500 кв. м.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.10.2012 N 3284 в период с 31.10.2012 по 26.11.2012 назначены торги по продаже земельного участка площадью 22 500 кв. м с кадастровым номером 39:15:131902:65 вместе со зданиями, принадлежащими Министерству обороны Российской Федерации (т.1, л.д. 153), которые впоследствии были отменены.
Таким образом, воля Общества, выраженная в письме от 10.12.2010 N 624/12, была направлена на получение в собственность земельного участка, занятого не только принадлежащими ему зданиями, но и объектами, принадлежащими Министерству обороны Российской Федерации, вместе с данными объектами. Иные обращения о приобретении земельного участка, занятого объектами Общества и необходимого для их эксплуатации, за период до 01.07.2012 в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что Общество как собственник объектов недвижимости в период действия пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ (до 01.07.2012) выражало намерение приобрести в собственность земельный участок, на котором расположены его объекты недвижимости, в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Впервые с заявлением о приобретении указанного земельного участка в собственность со ссылкой на статью 36 ЗК РФ Общество обратилось 25.11.2014 (входящий N 9789 от 25.11.2014). Однако затем Общество направило в Управление заявление от 25.03.2015 о заключении договора аренды земельного участка площадью 19 106 кв. м, с кадастровый номер 39:15:131902:540 (т.1, л.д.115), которое было удовлетворено. Таким образом, Общество изменило свою волю, по сути, отказавшись от заявления N 9789 от 25.11.2014, следовательно, не рассмотрение Управлением указанного заявления не может быть признано незаконным.
Последующее обращение Общества с заявлением о выкупе земельного участка состоялось 07.08.2015. При этом Общество просило заключить с ним договор купли-продажи по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости. Между тем согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ продажа земельных участков по такой цене могла осуществляться только до 01.07.2012.
При таких обстоятельствах Управление правомерно отказало Обществу в продаже земельного участка по льготной цене, сообщив об этом в письме от 06.10.2015 N 4711.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций необоснованно удовлетворили требования Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 по делу N А21-6097/2015 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.