30 сентября 2016 г. |
Дело N А56-69479/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" Макарова Т.С. (доверенность от 11.01.2016), от Балтийской таможни Андреюшковой О.М. (доверенность от 28.10.2015 N 04-Ю/55848),
рассмотрев 28.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ", на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2016 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 (судьи Лопато И.Б., Есипова О.И., Семенова А.Б.) по делу N А56-69479/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ", место нахождения: 191036, Санкт-Петербург, 7-я Советская улица, дом 30, литера "А", пом. 1Н, 4Н, ОГРН 1107847063202, ИНН 7840428274 (далее - ООО "НОВИКОМ", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), об отказе в регистрации декларации на товары (ДТ) N 10216100/210215/0009561 и решения от 11.06.2015 N 04-18/41 по жалобе на решение нижестоящего таможенного органа.
Определением от 16.10.2015 (судья Александрова Е.Н.) заявление принято к производству Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Распоряжением заместителя председателя Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Хохлова Д.В. от 30.11.2015 в связи с назначением судьи Александровой Е.Н. на должность судьи Арбитражного суда Северо-Западного округа дело N А56-69479/2015 передано для рассмотрения судье Захарову В.В.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016, в удовлетворении требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2016 и постановление апелляционного суда от 08.06.2016 и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных им требований. Податель жалобы считает, что вопреки выводам судов декларант предоставил все документы, на основании которых заявлены сведения о классификационном коде декларируемых товаров.
В отзыве Таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Таможни просил отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 21.02.2015 в 15:59 Общество подало на Турухтанный таможенный пост в электронном виде декларацию на товары (ДТ), ввезенные на условиях поставки CFR Санкт-Петербург на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках внешнеторгового контракта от 26.08.2013 N 643/64293672/00009, заключенного Обществом (покупатель) с компанией "SAS Machinery LLC", США (продавец). На основании указанной ДТ Общество продекларировало следующие товары:
- товар N 1 - быстросборная строительная конструкция: тент из ПВХ со стальным каркасом, предназначенный для использования в качестве складского помещения; размер 9 м х 26 м х 4,5 м - 2 шт.; страна происхождения - Канада; код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности единого Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 9406 00 800 9;
- товар N 2 - быстросборная строительная конструкция: тент из ПВХ со стальным каркасом, предназначенный для использования в качестве складского помещения; размер 12,2 м х 24,4 м х 6,4 м - 1; страна происхождения - Китай; код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 9406 00 800 9;
- товар N 3 - металлоконструкции из черных металлов: стальные многополочные стеллажи для хранения продукции с отверстиями для крепления к полу и комплектами для монтажа для постоянной установки в складских помещениях, бывшие в эксплуатации; страна происхождения - Соединенные Штаты Америки; код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 7308 90 990 0;
- товар N 4 - бывшее в эксплуатации навесное сменное оборудование для минипогрузчика: измельчитель пней; страна происхождения - Соединенные Штаты Америки; код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 8436 80 100 9;
- товар N 5 - металлические ковши для минипогрузчиков: 6 шт. различных размеров: ковш с захватом, 66 дюймов - 1 шт.; ковш для снега и мульчи, 78 дюймов - 2 шт.; ковш для снега и мульчи, 84 дюйма - 1 шт.; ковш для снега и мульчи, 96 дюймов - 2 шт.; способ изготовления комплексный, включая ковку, литье, резку, штамповку; способ крепления: механический с помощью адаптера; используется для землеройных, погрузо-разгрузочных работ; всего: 6 шт.; страна происхождения - Соединенные Штаты Америки; код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 8431 41 000 0;
- товар N 6 - бывшее в эксплуатации навесное сменное оборудование для минипогрузчика: бульдозерный отвал с гидравлическим приводом - 1 шт.; способ изготовления комплексный, включая ковку, литье, резку, штамповку; способ крепления: механический с помощью адаптера; используется для землеройных, погрузо-разгрузочных работ; всего: 1 шт.; страна происхождения - Соединенные Штаты Америки; код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 8431 42 000 0;
- товар N 7 - бывшее в эксплуатации навесное сменное оборудование для минипогрузчика: щетки подметальные с гидравлическим приводом для уборки дорожных покрытий, всего: 1 шт.; страна происхождения - Соединенные Штаты Америки; код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 8479 10 000 0;
- товар N 8 - бывшее в эксплуатации навесное сменное оборудование для минипогрузчика: снегоуборочный отвал; всего: 1 шт.; страна происхождения - Германия, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 8430 20 000 0.
21.02.2015 в 17:43 Общество посредством электронной связи получило от Таможни лист отказа в регистрации поданной им ДТ, из которого следует, что причиной отказа в соответствии с подпункта 5 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) послужило несоблюдение декларантом требований подпункта 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС - при подаче ДТ не представлены документы, на основании которых заявлен классификационный код товаров.
Посчитав отказ в регистрации ДТ N 10216100/210215/0009561 необоснованным, Общество 08.04.2015 обратилось к начальнику Таможни с жалобой N 374.
Рассмотрев вышеуказанную жалобу, Таможня решением от 11.06.2015 N 04-18/41 по жалобе на решение нижестоящего таможенного органа признала правомерным решение Турухтанного таможенного поста от 21.02.2015 об отказе в регистрации таможенного документа 10216100/210215/0009561 и отказала в удовлетворении жалобы Общества от 08.04.2015 N 374.
Не согласившись с решениями таможенного органа от 21.02.2015 и от 11.06.2015, считая их незаконными и нарушающими права ООО "НОВИКОМ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признав решение таможенного органа об отказе в регистрации ДТ от 21.02.2015 соответствующим положениям таможенного законодательства, решением от 25.02.2016 отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и постановлением от 08.06.2016 оставил решение суда от 25.02.2016 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а жалобу ООО "НОВИКОМ" - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункты 2 и 3 статьи 179 ТК ТС).
В силу пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено названным Кодексом.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документы, на основании которых заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, декларантом подается, в том числе, декларация на товары, которая в силу пункта 5 статьи 180 ТК ТС может быть представлена в виде электронного документа в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа" (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктами 3 - 4 указанной Инструкции при совершении таможенных операций с использованием электронной таможенной декларации, в том числе при выпуске товаров до подачи такой декларации в соответствии со статьей ТК ТС, документы, предоставление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза, представляются в виде электронных документов и (или) документов на бумажных носителях, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Структуры и форматы электронной таможенной декларации определяются законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.
Из положений пунктов 1 - 3 статьи 190 ТК ТС следует, что таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 190 ТК ТС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 названного Кодекса;
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
В данном случае, как следует из материалов дела и установлено судами, при подаче ДТ N 10216100/210215/0009561 Общество представило на Турухтанный таможенный пост следующие документы: заполненный бланк ДТ, контракт от 26.08.2013 N 643/64393672/00009; дополнительные соглашения от 03.10.2013 N 1, от 14.10.2013 N 2, от 09.12.2013 N 4, от 09.12.2013 N 4, от 12.12.2013 N 5, от 17.12.2013 N 6, от 27.01.2014 N 7, от 25.02.2014 N 8, от 15.04.2014 N 9, от 12.05.2014 N 10, от 05.06.2014 N 11, от 26.06.2013 N 12, от 25.07.2014 N 13, от 08.10.2014 N 14, от 10.11.2014 N 15, от 10.11.2014 N 16 к контракту от 26.08.2013 N 643/64393672/00009; приложение от 22.12.2014 N 26 к контракту от 26.08.2013 N 643/64393672/00009; коносамент от 16.02.2015 N 86286639, от 07.01.2015 N APLU086286639; инвойс от 07.01.2015 N 0055; упаковочный лист от 07.01.2015.
В листе отказа в регистрации ДТ N 10216100/210215/0009561 в обоснование причины отказа таможенный орган ссылается на статью подпункт 5 пункта 4 статьи 190 и подпункт 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС.
Как указано выше, подпунктом 5 пункта 4 статьи 190 ТК ТС установлено, что таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации; подпунктом 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документы, на основании которых заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Из материалов дела следует, что в ДТ N 10216100/210215/0009561 в отношении товаров N 1 и 2 декларант указал классификационный код 9406 00 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В данную подсубпозицию 9406 00 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС входят сборные строительные конструкции из прочих материалов, в связи с чем при декларировании товара должны быть представлены документы подтверждающие материал, из которого произведена строительная конструкция и ее части.
Однако, как установлено судами, такие документы Обществом при подаче ДТ представлены не были.
Из материалов дела следует, что в отношении товара N 3 Общество указало классификационный код 7308 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В подсубпозицию 7308 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС включаются комплексные или некомплексные металлоконструкции из черных металлов (кроме сборных строительных конструкций товарной позиции 9406) и их части (например, мосты и их секции, ворота шлюзов, башни, решетчатые мачты, перекрытия - крыш, строительные фермы, двери и окна и их рамы, пороги для дверей, жалюзи, балюстрады, опоры и колонны); листы, прутки, уголки, фасонные профили, трубы и аналогичные изделия, из черных металлов, предназначенные для использования в металлоконструкциях. Изделия, соответствующие описанию товарной подсубпозиции 7308 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС, относятся к товарам двойного назначения, в связи с чем требуется указание сведений о назначении и (или) области применения товаров.
Судами установлено, что в документах, представленных Обществом при подаче таможенной декларации, вышеуказанные сведения не указаны.
Из материалов дела следует, что в отношении товара N 4 Обществом заявлен классификационный код 8436 80 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В указанную подсубпозицию ТН ВЭД ЕАЭС включается оборудование для сельского хозяйства, садоводства, лесного хозяйства, птицеводства или пчеловодства, включая оборудование для проращивания семян с механическими или нагревательными устройствами, прочее; инкубаторы для птицеводства и брудеры. В соответствии с примечаниями к данной товарной позиции в ней рассматривается оборудование, не включенное в товарные позиции 8432 - 8435, которое представляет собой машины и механизмы, используемые на фермах (включая сельскохозяйственные школы, кооперативы или научные станции), в лесном хозяйстве, садоводстве, птицеводстве или пчеловодстве или аналогичные. В данную товарную позицию не включаются машины, явно предназначенные для промышленного использования. Общество отнесло к указанной позиции товар N 4, представляющий собой "бывшее в эксплуатации навесное сменное оборудование для минипогрузчика: измельчитель пней".
В соответствии с текстом товарной позиции 8431 ТН ВЭД ЕАЭС (товары N 5 и 6) в данную товарную позицию включаются части, предназначенные для использования исключительно или в основном с машинами товарных позиций 8425 - 8430.
Следовательно, для отнесения товара к товарной позиции 8431 0 ТН ВЭД ЕАЭС требуются документы, подтверждающие использование товара исключительно или в основном с машинами товарных позиций 8425 - 8430. Для заявления товара в соответствии с товарной подсубпозицией 8436 80 100 9 и товарной позицией 8431 ТН ВЭД ЕАЭС требуются документы, подтверждающие область применения, целевое назначение товара, однако таковые документы заявителем при подаче таможенной декларации не были представлены.
В соответствии с текстом товарной позиции 8479 ТН ВЭД ЕАЭС (товар N 7) в данную товарную позицию включаются машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные.
Следовательно, для заявления товара в товарную позицию 8479 ТН ВЭД ЕАЭС требуются документы, подтверждающие функциональное назначение товара.
Однако, суды установили, что эти документы Общество при подаче таможенной декларации не представило.
Из материалов дела следует, что в отношении товара N 8 Общество указало код 8430 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В данную товарную подсубпозицию включаются снегоочистители плужные и роторные. В соответствии с примечаниями к группе 8430 автомобили - снегоочистители плужные и роторные раздела XVII с встроенными рабочими органами в данную товарную позицию не включаются. В данную товарную позицию включаются плужные снегоочистители, предназначенные для работы под действием толкающего или тянущего усилия (отвального типа), например, предназначенные для навески на грузовые автомобили или тракторы.
Следовательно, для заявления товара в товарную позицию 8430 ТН ВЭД ЕАЭС требуются документы, подтверждающие характеристики товаров, область применения, материал изготовления, принцип действия, которые Обществом представлены не были.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Обществом не были соблюдены требования подпункта 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС.
При таких обстоятельствах суды не усмотрели нарушений в решении таможенного органа от 21.02.2015 об отказе в регистрации спорной ДТ.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, по своей сути направлены на иную оценку выводов судов первой и апелляционной инстанций относительно законности решений Таможни, выразившихся в отказе в регистрации ДТ N 10216100/210215/0009561 и отказе в удовлетворении жалобы Общества.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств. Оснований для иной оценки выводов апелляционного суда по существу спора, изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 по делу N А56-69479/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.