22 ноября 2016 г. |
Дело N А56-78074/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
при участии от Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу Озеровой К.Ю. (доверенность от 12.01.2016 N У200-16-06/112),
рассмотрев 22.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРК "Порт Находка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2016 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 по делу N А56-78074/2015 (судьи Згурская М.Л., Лущаев С.В., Третьякова Н.О.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТРК "Порт Находка", место нахождения: 195220, Санкт-Петербург, Гражданский пр-т, д. 41, корп. 2, лит. Б, ОГРН 1137847101260, ИНН 7811545858 (далее - ООО "ТРК "Порт Находка", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу, место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, ул. Котовского, д. 1/10, лит. В, ОГРН 1027806893531, ИНН 7812027792 (далее - УФК), по перечислению 11 328 417 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), подлежащего возмещению, а также обязании УФК устранить допущенные нарушения путем перечисления денежных средств на расчетный счет Общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 193315, Санкт-Петербург, Дальневосточный пр-т, д. 78, ОГРН 1047819000063, ИНН 7811047958 (далее - Инспекция N 24), и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная наб., д. 13/1, ОГРН 1047807000020, ИНН 7804045452 (далее - Инспекция N 18).
Решением суда первой инстанции от 20.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.07.2016, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 20.02.2016 и постановление от 25.07.2016 и принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, УФК не исполнило надлежащим образом обязанность по перечислению денежных средств, предусмотренную пунктом 8 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку никаких решений об отмене или приостановлении исполнения решения о возврате НДС ни налоговым органом, ни следственными органами не принималось.
Общество, Инспекции N 24 и N 18 надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления заявил возражения на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией N 24 проведена камеральная проверка представленной Обществом налоговой декларации по НДС за IV квартал 2014 года, по результатам рассмотрения которой вынесено решение от 06.05.2015 N 238 о возмещении 11 328 417 руб. НДС.
Налогоплательщик снят с учета в Инспекции N 24 и поставлен на налоговый учет в Инспекцию N 18 с 01.07.2015 в связи со сменой юридического адреса в порядке статьи 84 НК РФ.
ООО "ТРК "Порт Находка" обратилось 07.07.2015 в Инспекцию N 18 с заявлением N 150707/1 о перечислении на расчетный счет N 40702810655040007986, открытый в ОАО "Сбербанк России", 11 328 417 руб. НДС за IV квартал 2014 года, подлежащий возмещению по решению Инспекции N 24 от 06.05.2015 N 238.
Инспекцией N 18 принято решение от 08.07.2015 N 891 об отказе в осуществлении возврата, поскольку это не представляется возможным из-за отсутствия реквизитов расчетного счета Общества в базе данных налогового органа.
В заявлении от 21.07.2015 N 150721/1 Общество просит вернуть спорную сумму налога на иной расчетный счет (N 40702810955040008193), поскольку ранее заявленный расчетный счет был аннулирован банком.
Инспекция N 18 приняла решение от 29.07.2015 N 17687 о возврате спорной суммы НДС и направила заявку N7804ZV000011518 на возврат суммы налога в УФК.
Следователем Следственного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Невскому району города Санкт-Петербурга в рамках уголовного дела N 340382 вынесено постановление от 27.07.2015 о производстве выемки, согласно которому в УФК произведена выемка файла, в котором находилась заявка N7804ZV000011518 на возврат Обществу 11 328 417 руб. НДС за IV квартал 2014 года.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу жалоба Общества, поданная в административном порядке, на бездействие Инспекции N 18 по возмещению НДС за спорный период оставлена без удовлетворения.
Не возвращение спорной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований, в обосновании своей позиции указав на то, что у УФК не имелось реальной возможности для исполнения поручения Инспекции N 18 на возврат 11 328 417 руб. НДС за IV квартал 2014 года; в рамках настоящего спора незаконного бездействия УФК не установлено, так же как и не представлено доказательств незаконности действий следственного органа по производству выемки заявки и спорного поручения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые ими по делу судебные акты не подлежащими отмене ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 8 статьи 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
На основании положений пункта 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) средства, необходимые для осуществления возврата излишне уплаченных сумм налогов, перечисляются Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, т.е. в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н (далее - Порядок).
В пункте 27 Порядка сказано, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании заявки на возврат, представленной администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий трех рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с Порядком.
Согласно Порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядком осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденным приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н поручение на возврат суммы налога оформляется и направляется в территориальный орган Федерального казначейства в виде заявки на возврат согласно приложению N 3.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, установили, что Инспекция N 18 направила в УФК заявку N 7804ZV000011518 на возврат 11 328 417 руб. НДС на расчетный счет Общества.
В ходе проведения следственных действий по уголовному делу на основании постановления от 27.07.2015 о производстве выемки спорная заявка на возврат денежных средств на расчетный счет налогоплательщика изъята из УФК, тем самым исключена возможность ее фактического исполнения и непосредственного возврата из бюджета 11 328 417 руб. НДС.
Как справедливо указали суды, доказательств обжалования постановления о выемке документов или действий лица, осуществившего выемку документов, Обществом в материалы дела не представлено, следовательно, произведенное в рамках иного процессуального законодательства выемка спорного файла является законной и в рамках иного процессуального законодательства ее действие не может быть преодолено.
В рамках фактических обстоятельств суды сделали правомерный вывод о совершении налоговым органом в рамках его компетенции необходимых действий, предусмотренных налоговым законодательством (принял решение о возврате НДС и направил заявку-поручение (N 7804ZV000011518) на возврат налога в УФК, однако, и последний был лишен реальной возможности исполнить указанное поручение в виду отсутствия соответствующих документов (они изъяты в законном порядке).
Приняв во внимание изложенные обстоятельства (отсутствие доказательств незаконности действий следственных органов, осуществленных в рамках уголовного дела), отсутствие у ответчика в данном случае правовых оснований (отсутствие соответствующей совокупности документов) для производства перечисления спорной суммы денежных средств на расчетный счет заявителя, суды пришли к обоснованному выводу, что в спорном случае не усматривается бездействия УФК в не возврате спорных сумм налога, так как оно реально было лишено возможности исполнить данное поручение в результате действия третьих лиц и по независящим причинам, на что справедливо указали суды.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия УФК и об обязании его перечислить Обществу 11 328 417 руб. НДС за IV квартал 2014 года.
Всем приведенным в кассационной жалобе доводам Общества, судами дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств и правильного применения норм материального права. Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых ими по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 по делу N А56-78074/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРК "Порт Находка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.