29 ноября 2016 г. |
Дело N А26-395/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" Нуйкиной К.П. (доверенность от 11.01.2016), от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Клюквиной Ю.Н. (доверенность от 01.06.2016),
рассмотрев 29.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.04.2016 (судья Цыба И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Семенова А.Б.) по делу N А26-395/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" (ИНН 7719849163; ОГРН 1137746551678; место нахождения: г. Москва, Заводской пр., д. 15, пом. 1, ком. 2; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (ИНН 1001016090; ОГРН 1071001000828; место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; далее - Министерство) о признании незаконным отказа в приеме лесных деклараций на дополнительный объем древесины, изложенного в письмах от 18.12.2015 N 2469, от 18.12.2015 N 2470, от 21.12.2015 N 2477 и от 22.12.2015 N 2478.
Решением суда первой инстанции от 20.04.2016 заявление удовлетворено, на Министерство возложена обязанность принять указанные лесные декларации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.08.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для выделения заявителю дополнительного объема древесины не имеется.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы жалобы, представитель Общества просила в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды лесного участка от 07.12.2007 N 129-з, заключенного Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник Министерства), на срок по 06.12.2031 Обществу в целях заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок площадью 11 235 га, расположенный в Орзегском лесничестве.
Государственная регистрация договора произведена в установленном порядке 16.01.2008, лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
В связи с полным освоением расчетной лесосеки на текущий год Общество подало в Министерство заявление о выделении ему дополнительного объема древесины на 2016 год за счет недоиспользованного объема в 2011-2013 годах, а также соответствующие лесные декларации от 15.12.2015, 18.12.2014, 21.12.2015.
Письмами от 18.12.2015 N 2469, от 18.12.2015 N 2470, от 21.12.2015 N 2477 и от 22.12.2015 N 2478 Министерство отказало в принятии этих лесных деклараций, указав, что в случае заготовки древесины по указанным декларациям ежегодный допустимый объем изъятия древесины будет превышен.
Общество, сославшись на нарушение своих прав и законных интересов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление исходя из того, что выделение дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного объема древесины за предыдущие годы предусмотрено действующим лесным законодательством.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); лесная декларация подается ежегодно, в частности, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду (часть 2).
В соответствии с частью 3 статьи 26, частью 9 статьи 29 ЛК РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются, а правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральное агентство лесного хозяйства утвердило приказом от 01.08.2011 N 337 Правила заготовки древесины (далее - Правила), а Порядок заполнения и ее подачи, требования к формату декларации в электронной форме утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 4 и 4.1 Порядка в лесную декларацию вносится информация о декларируемом периоде; в приложении к декларации указываются сведения об объемах использования лесов.
В соответствии с пунктом 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества. Если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку.
В силу пункта 12 Правил рубка лесных насаждений на каждой лесосеке осуществляется в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что расчетную лесосеку на 2014 год Общество освоило полностью, недоиспользовав объем древесины, подлежащей заготовке в 2011-2013 годах.
Указанное обстоятельство также установлено по делу N А26-10901/2014, при рассмотрении которого арендодатель подтвердил недоиспользование древесины арендатором в 2011-2013 годах в объеме 4,9 тыс. куб.м.
При этом суды двух инстанций при рассмотрении настоящего дела установили, что из недоиспользованного объема древесины в 2011-2013 годах арендатором в 2014 году использовано лишь 1071 куб.м.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь упомянутыми нормами лесного законодательства, а также исходя из того, что выделение по спорным лесным декларациям дополнительного объема древесины в текущем году не превысит недоиспользованный объем древесины в 2011-2013 годах, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 по делу N А26-395/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.