06 августа 2018 г. |
Дело N А56-43571/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Атриос" Григорьева С.В. (доверенность от 14.12.2017), Медесабаль М.Н. (доверенность от 13.03.2017), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Люшни В.В. (доверенность от 16.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2017 (судья Герасимова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А56-43571/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атриос", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 18/2, лит. А, пом. 26-Н, ОГРН 1037804023212, ИНН 7802139024 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), выразившегося в невнесении сведений в государственный лесной реестр и несовершении необходимых действий, связанных с обеспечением регистрации изменений права собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда на территории Рощинского лесничества; обязании Комитета внести изменения в единый государственный реестр прав, исключив 63 принадлежащих Обществу земельных участка, совершив таким образом действия, связанные с обеспечением регистрации изменений права собственности Российской Федерации на лесные участки из категории земель лесного фонда на территории Рощинского лесничества, и внести сведения в государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении 63 земельных участков Общества к землям лесного фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1047839001418, ИНН 7840009749.
Определением суда первой инстанции от 09.10.2017 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520.
Решением от 20.10.2017 требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 данное решение оставлено без изменения.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, факт двойного учета земельных участков свидетельствует о необходимости разрешения спора о праве на данные участки; до внесения изменений в правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на лесной участок, в сведения государственного кадастрового учета в отношении данного участка и приказ Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 17.10.2008 N 319 об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области и установлении их границ у Комитета не возникла обязанность по заявлению Общества внести в лесной реестр изменения в отношении лесного участка Российской Федерации; поскольку в рамках настоящего дела землеустроительная экспертиза не проводилась, наличие пересечения (наложения) спорных земельных участков с землями лесного фонда не установлено.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на то, что в связи с введением в действие Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ с 11.08.2017 законодательно установлен приоритет удостоверенных сведений Единого государственного реестра недвижимости в части установления категории земель; сведения о принадлежности земельного участка, являющегося исходным по отношению земельным участкам Общества, к землям сельскохозяйственного назначения внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) раньше, чем зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок; Комитет как орган, уполномоченный на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, обязан обеспечивать актуальность сведений, содержащихся в лесном реестре, и регистрацию права собственности на лесные участки, а также внесение изменений в ЕГРП (в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости, далее - ЕГРН); бездействием Комитета по данному вопросу нарушаются права заявителя, поскольку создается неопределенность в правовом режиме земельных участков.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.2018 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 31.07.2018.
Определением председателя судебного состава от 31.07.2018 в связи с нахождением в отпуске судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М., участвовавших в рассмотрении кассационной жалобы, произведена их замена на судей Сапоткину Т.И. и Чуватину Е.В.
В связи с изменением состава суда рассмотрение кассационной жалобы после отложения начато сначала.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Общества против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения от 21.04.2016 о перераспределении земельных участков за Обществом 16-19.05.2016 зарегистрировано право собственности на 63 земельных участка, находящихся в Выборгском районе Ленинградской области, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и вида разрешенного использования - для дачного строительства.
Перераспределенные земельные участки последовательно образованы из земельного участка площадью 20 968 701 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:0012, расположенного в пос. Ленинское Выборгского района Ленинградской области. Таким образом, названный земельный участок является исходным для 63 земельных участков, право собственности на которые в настоящее время зарегистрировано за Обществом.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2004 по делу N А56-31673/2004 признан незаконным отказ администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" в удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива "Коопхоз "Нива" (далее - Кооператив) о приобретении в собственность названного земельного участка, находившегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования; на администрацию возложена обязанность предоставить Кооперативу указанный земельный участок. Этим решением арбитражного суда установлено, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а не землям лесного фонда.
В то же время в отношении лесного участка общей площадью 2 592 360 795 кв. м с кадастровым номером 47:01:0000000:501, относящегося к землям лесного фонда, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-10175/2013 установлено наложение границ лесных участков, являющихся частями земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из состава земель лесного фонда, на границы участков земель сельскохозяйственного назначения, образованных в результате последовательного переформирования земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:0012.
Факт двойного учета земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения не оспаривается сторонами. При этом в ЕГРП были внесены сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:501, а также сведения о государственной регистрации права собственности Общества на 63 земельных участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 23.05.2017 об исключении из государственного лесного реестра недостоверных сведений о нахождении в нем земель лесного фонда, имеющих наложение на принадлежащие Обществу участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В ответ Комитет направил письмо от 16.06.2017, в котором, подтвердив факт пересечения границ указанных в заявлении участков с лесным участком Рощинского лесничества, сообщил о невозможности внесения изменений в сведения государственного лесного реестра без внесения соответствующих изменений в правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на лесной участок, и в сведения государственного кадастрового учета в отношении земельного участка из земель лесного фонда, полагая, что имеется спор о праве на земельные участки, который может быть разрешен только в судебном порядке.
Общество, считая, что со стороны Комитета допущено незаконное бездействие по внесению изменений в сведения государственного лесного реестра и обеспечению внесения соответствующих изменений в сведения единого государственного реестра прав в части права Российской Федерации на лесной участок, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды, удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что границы участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из состава земель лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации, не установлены; отнесение земельных участков Общества, образованных из земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:0012, к землям сельскохозяйственного назначения подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу N А56-31673/2004; границы принадлежащих Обществу земельных участков установлены в надлежащем порядке и на участки зарегистрированы права, никем не оспоренные; Общество представило Комитету первичные документы (свидетельства о государственной регистрации прав, кадастровые паспорта), необходимые для внесения соответствующих изменений в сведения государственного лесного реестра; в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель с 11.08.2017 законодательно (Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра.
Между тем судами не учтено следующее.
В данном случае в ЕГРП были внесены сведения о государственной регистрации как права собственности Общества на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, так и права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:501, относящийся к землям лесного фонда. Отсутствие в ЕГРН на момент рассмотрения настоящего спора сведений о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок судами не установлено.
В такой ситуации имеющееся противоречие в сведениях не может быть устранено с применением положений Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, предусматривающих при установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра, но не одних сведений ЕГРН над другими сведениями ЕГРН.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 5 этой статьи).
При этом, как разъяснено в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в частности, о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Кодекса.
Пунктом 2.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341, на Комитет возложены полномочия по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области.
В заявлении от 23.05.2017, поданном в Комитет, Общество в связи с наложением границ земельных участков просило Комитет исключить только из государственного лесного реестра недостоверные сведения о нахождении в этом реестре земель лесного фонда, имеющих наложение на принадлежащие Обществу земельные участки сельскохозяйственного назначения.
В ответ Комитет сообщил о невозможности устранения двойного учета земельных участков путем внесения изменений в государственный лесной реестр в связи с существованием, по его мнению, спора о праве.
Указанная переписка свидетельствует о наличии определенных разногласий между Обществом и Комитетом как органом, уполномоченным на представление Российской Федерации в области лесных отношений, в сфере гражданско-правовых, но не публичных (административных) правоотношений.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что бездействием Комитета, выразившимся в несовершении указанных в заявлении Общества от 23.05.2017 действий по изменению государственного лесного реестра, нарушаются такие права и законные интересы Общества, которые могут быть восстановлены в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, исключение из состава участка с кадастровым номером 47:01:0000000:501 территорий, на которые налагаются земельные участки Общества, связано с установлением границ таких территорий. Однако, как следует из пункта 2 постановления от 29.04.2010 N 10/22, к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка. Таким образом, спор, связанный с установлением границ земельных участков, в том числе по причине их наложения, подлежит рассмотрению в исковом порядке.
С учетом изложенного избранный Обществом способ защиты права следует признать ненадлежащим, не соответствующим характеру спорного правоотношения.
О применении судами неверного способа защиты, не обеспечивающего восстановление прав заявителя, свидетельствует неисполнимость принятого судом решения. Так, исходя из буквального текста резолютивной части решения от 20.10.2017, суд в удовлетворение требований Общества обязал Комитет внести изменения в единый государственный реестр прав, исключив 63 принадлежащих Обществу земельных участка. Однако ни из какого закона или нормативного правового акта не следует возможность совершения Комитетом каких-либо действий, связанных с внесением изменений в единый государственный реестр прав в отношении чужих земельных участков. К тому же, вряд ли требования Общества были направлены на исключение из ЕГРН сведений о принадлежащих ему земельных участках. Изменение сведений о праве собственности Российской Федерации на лесной участок такие действия также не повлекут. Далее, суд возложил на Комитет обязанность внести изменения в государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении принадлежащих Обществу земельных участков к землям лесного фонда. В то же время, исходя из положений статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации и пояснений Комитета, в государственном лесном реестре содержатся сведения о лесном участке с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из состава земель лесного фонда, лесничествах, лесных кварталах и лесных выделах, а какие-либо сведения о земельных участках Общества, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, которые могли бы быть исключены во исполнение решения суда, в указанном реестре отсутствуют.
При таком положении обжалуемые решение и постановление подлежат отмене ввиду неверного применения судами норм права и использования по требованию Общества способа защиты, не соответствующего совокупности сложившихся обстоятельств. Поскольку путем разрешения заявленных Обществом требований не может быть достигнута правовая цель, которую оно преследовало при обращении в арбитражный суд, в удовлетворении заявления Общества должно быть отказано.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 по делу N А56-43571/2017 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"О применении судами неверного способа защиты, не обеспечивающего восстановление прав заявителя, свидетельствует неисполнимость принятого судом решения. Так, исходя из буквального текста резолютивной части решения от 20.10.2017, суд в удовлетворение требований Общества обязал Комитет внести изменения в единый государственный реестр прав, исключив 63 принадлежащих Обществу земельных участка. Однако ни из какого закона или нормативного правового акта не следует возможность совершения Комитетом каких-либо действий, связанных с внесением изменений в единый государственный реестр прав в отношении чужих земельных участков. К тому же, вряд ли требования Общества были направлены на исключение из ЕГРН сведений о принадлежащих ему земельных участках. Изменение сведений о праве собственности Российской Федерации на лесной участок такие действия также не повлекут. Далее, суд возложил на Комитет обязанность внести изменения в государственный лесной реестр, исключив из него сведения об отнесении принадлежащих Обществу земельных участков к землям лесного фонда. В то же время, исходя из положений статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации и пояснений Комитета, в государственном лесном реестре содержатся сведения о лесном участке с кадастровым номером 47:01:0000000:501 из состава земель лесного фонда, лесничествах, лесных кварталах и лесных выделах, а какие-либо сведения о земельных участках Общества, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, которые могли бы быть исключены во исполнение решения суда, в указанном реестре отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2018 г. N Ф07-7873/18 по делу N А56-43571/2017