Требование: о взыскании долга и пени в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
12 января 2017 г. |
Дело N А56-77115/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Константинова П.Ю., Нефедовой О.Ю.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" Гаврилюк О.В. (доверенность от 21.12.2016), от Министерства обороны Российской Федерации Савчук Т.В. (доверенность от 30.10.2015), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Ишутиной А.В. (доверенность от 20.12.2016 N 65),
рассмотрев 09.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2016 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Попова Н.М.) по делу N А56-77115/2015,
установил:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", место нахождения: 188653, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, военный городок Агалатово, д. 161, ОГРН 1134700002007, ИНН 4703471025 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском (с учетом уточнений) к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании 527 288 руб. 96 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД) и 46 295 руб. 97 коп. пеней за просрочку уплаты взносов. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 23.05.2016, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016, иск удовлетворен. В кассационной жалобе Учреждение просит отменить вынесенные судебные акты, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, и принять новый - об отказе в иске.
По мнению Учреждения, оно является ненадлежащим ответчиком. В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещений в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Податель жалобы считает, что в данном случае собственником жилых помещений является Российская Федерация в лице Министерства, а не Учреждение, за которым недвижимое имущество закреплено на праве оперативного управления.
Кроме того, Учреждение указывает, что договор на возмещение расходов на долевое софинансирование капитального ремонта общего имущества домов между ним и Фондом не заключен. Поскольку финансирование работ для нужд государственных учреждений осуществляется за счет средств федерального бюджета, а государственный контракт не был заключен, Учреждение считает, что у него не возникло обязательств по уплате денежных средств Фонду.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит судебные акты отменить и в иске отказать. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд является региональным оператором Ленинградской области, созданным в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ и статьей 15 Областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" (далее - Закон N 82-оз). Фонд 06.10.2015 направил Учреждению претензию N 10-15/8414 с требованием уплаты взносов за капитальный ремонт МКД, помещения которых находятся в собственности у Министерства, указав, что программа капитального ремонта МКД Ленинградской области опубликована в "Вестнике Правительства Ленинградской области" от 30.12.2013 N 54 (2) и обязанность по уплате данных взносов возникла с 01.05.2014. В указанной претензии Фонд также сослался на то, что в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) необходимость заключения договоров о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества МКД отменена. Ссылаясь на неуплату Учреждением взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД в добровольном порядке, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Суды двух инстанций удовлетворили иск, признав требования обоснованными по праву и размеру. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт общего имущества МКД включены в структуру коммунальных платежей. Согласно части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Закона N 176-ФЗ) региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе МКД, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением МКД, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) МКД, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в МКД, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении МКД из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются МКД, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ и со статьей 2 Закона N 82-оз собственники помещений в МКД обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении четырех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот МКД (часть 2 статьи 169 ЖК РФ). Таким образом, обязанность собственников помещений спорных МКД по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД возникает с 01.05.2014.
Согласно положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Бремя расходов по содержанию общего имущества в МКД несут собственники помещений (статья 39 ЖК РФ).
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с указанным Кодексом (статьи 294, 296).
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании положений пункта 1 статьи 299, статьи 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у учреждения на основании решения собственника о закреплении имущества за ним на праве оперативного управления с момента государственной регистрации права в установленном порядке.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Судами установлено и из материалов дела следует, что имущество Министерства находится в оперативном управлении Учреждения, следовательно, оно как фактический владелец помещения в доме является субъектом обязательств, предусмотренных статьей 158 ЖК РФ, и обязано уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества.
Кроме того, в соответствии с Законом N 176-ФЗ необходимость заключения договоров о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества МКД отменена.
Довод подателя жалобы о том, что в нарушение законодательства стороны не заключили государственный контракт, не может служить основанием для отказа в иске по настоящему делу.
Как разъяснено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, фактическое выполнение работ для государственных нужд без государственного контракта влечет возникновение неосновательного обогащения у государственного заказчика лишь в случае, если отношения между заказчиком и подрядчиком носят длящийся и регулярный характер, работы не терпят отлагательства, деятельность подрядчика направлена на защиту охраняемого публичного интереса, нет претензий со стороны заказчика относительно объема и качества выполненных работ.
Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД вытекает из норм Жилищного кодекса Российской Федерации, и их неуплата противоречит законодательству Российской Федерации. Деятельность истца направлена на защиту охраняемого публичного интереса.
В кассационной жалобе Учреждение не ссылается на недоказанность заявленных требований по размеру.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени.
Поскольку Учреждение своевременно не уплатило взносы на капитальный ремонт, суды обоснованно и законно удовлетворили иск как в части взыскания задолженности, так и в части взыскания пеней за просрочку оплаты.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы. Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2016 по делу N А56-77115/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.