19 января 2017 г. |
Дело N А42-8318/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Асмыковича А.В.,
рассмотрев 16.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.01.2016 (судья Зыкина Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 (судьи Семенова А.Б., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу N А42-8318/2015,
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" (место нахождения: 184682, Мурманская обл., г. Снежногорск, ул. Флотская, 9, ОГРН 1115110000345, ИНН 5112000632; далее - учреждение, МКУ) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании пунктов 2, 3 и 4 представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск (место нахождения: 184650, Мурманская обл., г. Полярный, ул. Советская, 8, ОГРН 1125110000322, ИНН 5116001193; далее - КСП) от 07.09.2015 N 3-ПР.
Решением суда от 28.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.08.2016, учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства дела и на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению учреждения, судами не дана оценка обстоятельствам, имеющим значение по делу; администрирование неналоговых доходов в части платы за наем жилых помещений не отнесено к основным видам деятельности учреждения; предметом договора (форма которого утверждена постановлением администрации ЗАТО Александровск от 04.06.2014 N 1377) не является передача функций администратора дохода; возложение на учреждение оспариваемым представлением обязанности по осуществлению в полном объеме бюджетных полномочий администратора неналоговых доходов местного бюджета не основано на нормах права; оспариваемое представление вынесено КСП с превышением полномочий и при отсутствии доказательств его обоснованности, в нарушение Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Положения о Контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07.02.2014 N 8.
Представители учреждения и КСП, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, распоряжением КСП от 28.05.2015 N 23-р на основании обращения главы ЗАТО Александровск, пункта 4 раздела II Плана работы КСП на 2015 год назначена проверка целевого и эффективного использования средств местного бюджета, поступающих в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, включая оценку качества администрирования неналоговых доходов бюджета I квартала 2015 года, правомерности и соответствия федеральному законодательству муниципальных правовых актов, регламентирующих установление платы за наем жилых помещений и порядок их применения. Проверка проведена в отношении администрации ЗАТО Александровск, Управления муниципальной собственностью (УМС) администрации ЗАТО Александровск и учреждения - МКУ "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" в период с 03.06.2015 по 18.06.2015.
По результатам проверки КСП составлен акт от 18.06.2015 N 4/3, который подписан с разногласиями (том дела I; листы 43 -57).
КСП 31.08.2015 составлен и утвержден Отчет проверки, на основании которого вынесено представление КСП об устранении нарушений, установленных проверкой целевого и эффективного использования средств местного бюджета, поступающих в виде платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда ЗАТО Александровск, включая оценку качества администрирования неналоговых доходов бюджета за I квартала 2015 года от 07.09.2015 N 3-ПР (том дела I; листы 35 - 36).
Как следует из представления от 07.09.2015 N 3-ПР, проверкой в отношении учреждения установлено следующее:
- в нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не исполняются бюджетные полномочия администратора неналоговых доходов местного бюджета по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взысканию задолженности, принятия решений о возврате излишне уплаченных платежей, что не согласуется с принципом полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (статья 32 БК РФ), и с порядком формирования неналоговых доходов бюджета (статьи 40, 41, 42 и 62 БК РФ). Проверкой установлено, что учреждение в части администрирования неналоговых доходов ограничено только сбором информации от управляющих компаний по начисленным и перечисленным денежным средствам в виде платы за наем жилых помещений;
- задолженность ООО "УК "Вьюжный" и ООО "Каскад" по перечислению собранной с населения платы за найм жилых помещений в местный бюджет составляет 926,32 тыс. руб.;
- вследствие отсутствия контроля, а также в нарушение постановления администрации ЗАТО Александровск от 04.06.2014 N 1377, утвердившего Порядок начисления, сбора, взыскания и перечисления платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) муниципального жилищного фонда (далее - Порядок N 1377) и договора об оказании услуг по перечислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем от 01.03.2015 ООО "Домоуправление" в I квартале 2015 года не осуществляло начисление, сбор и перечисление платы за наем жилых помещений. Начисление и перечисление платы за наем жилых помещений за указанный период произведено во II квартале 2015 года;
- в нарушение пункта 2.5 Порядка N 1377, разделов 4 договора от управляющих компаний (ООО "Домоуправление", ООО "УК "Вьюжный", ООО "Каскад") акты сверок в адрес учреждения поступают несвоевременно, частично отсутствуют, неоднократно уточняются. Проверке акты сверок МКУ не представлены;
- в нарушение пункта 2 статьи 160.1 БК РФ, части 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) администратором доходов местного бюджета (учреждением) переданы полномочия по сбору платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, в части платы за наем жилых помещений управляющим компаниям;
- в нарушение пункта 3.1.14 Приложения N 1 к Порядку N 1377, запрещающего заключать исполнителям договоры с третьими лицами, управляющие компании ООО "Домоуправление" и ООО "УК "Вьюжный" заключили агентские договоры с третьими лицами, что привело к дополнительным расходам местного бюджета. В соответствии с частью 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения, то есть муниципальному образованию. Поскольку плата за наем является доходом собственника жилого помещения, управляющая организация не имеет отношения к начислению и приему платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Это обязанность исключительно наймодателя. Жилищный кодекс Российской Федерации (часть 15 статьи 155 ЖК РФ) допускает возможность осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда и взимания платы за жилое помещение платежным агентом или осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности банковским платежным агентом. Участники расчетов за жилые замещения и коммунальные услуги действуют на основании норм Закона о платежных агентах и законодательства о банковской деятельности. Платежный агент не совершает юридических действий, а выполняет лишь фактические действия - принимает денежные средства и ведет расчеты с поставщиком (наймодателем);
- в нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), пункта 1.7 Порядка N 1377 договоры об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению за наем заключены без проведения конкурсных процедур.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 16 Федерального закона 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением КСП, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07.02.2014 N 8, КСП предложила учреждению в срок до 07.10.2015:
1. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях.
2. Осуществлять в полном объеме бюджетные полномочия администратора неналоговых доходов местного бюджета в части платы за наем помещений муниципального жилищного фонда в соответствии со статьей 160.1 БК РФ и постановлением администрации ЗАТО Александровск от 19.01.2010 N 15 об утверждении Порядка осуществления органами местного самоуправления ЗАТО Александровск и органами администрации ЗАТО Александровск бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета ЗАТО Александровск.
3. В соответствии со статьями 62, 160.1 БК РФ обеспечить поступление в доход местного бюджета неналоговых доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности в части платы за наем жилых помещений по нормативу 100 процентов.
4. Расторгнуть договоры по начислению и взиманию платы за наем с управляющими компаниями. Договоры с платежными агентами заключать в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), Законом N 135-ФЗ и пунктом 1.7 Порядка N 1377.
5. Представить в КСП информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.
Не согласившись с законностью означенных выше пунктов 2, 3 и 4 представления КСП от 07.09.2015 N 3-ПР, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у КСП (контролирующего органа) в данном случае правовых и фактических оснований для вынесения представления в оспариваемой заявителем части.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Суды правомерно исходили из того, что оспариваемое представление КСП вынесено уполномоченным органом, содержит выводы о нарушении бюджетного законодательства, а равно предложения об устранении в установленный срок выявленных нарушений, обладает признаками ненормативного правового акта, который может быть оспорен в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
В соответствии со статьей 62 БК РФ неналоговые доходы местного бюджета формируются в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов.
Согласно статье 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные названным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно части 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Ввиду приведенных нормативных положений суды правильно признали, что плата за наем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, является неналоговым доходом бюджета ЗАТО Александровск и подлежит обязательному зачислению в местный бюджет; бюджетным законодательством не предусмотрено право администратора дохода местного бюджета передать полномочия по сбору и иные соответствующие полномочия относительно неналоговых доходов иному лицу. Лицо, осуществляющее возложенные на него полномочия администратора данного вида доходов, не имеет права передавать полномочия по начислению, учету, контролю за правильностью исчисления, взыскания и т.д. платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, иным лицам. Иное свидетельствует о нарушении таким лицом бюджетного законодательства.
В ходе указанного выше контрольного мероприятия КСП установлено следующее.
Согласно решению Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2014 N 99 "Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" главным администратором неналоговых доходов, в том числе по доходам бюджета по коду бюджетной классификации 915 1 11 09044 04 000 120 (Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) утверждено УМС администрации ЗАТО Александровск.
На основании приказа УМС администрации ЗАТО Александровск от 29.12.2014 N 63 "О возложении функций администратора доходов бюджета ЗАТО Александровск на 2015 год" на МКУ возложены полномочия администратора доходов местного бюджета, поступающих от платежей за наем жилых помещений.
Согласно пункту 2 этого приказа МКУ, являясь администратором доходов, выполняет следующие функции: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджет бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; доводит до плательщиков реквизиты счетов, открытых в органах Федерального казначейства для учета соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним); осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В целях создания единой схемы начисления, сбора, взыскания и перечисления платы граждан за пользование (наем) жилыми помещениями, занимаемыми по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержден Порядок N 1377.
Согласно пункту 1.7 Порядка N 1377 начисление, сбор, взыскание и перечисление платы за наем производится организацией, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (далее - организация), на основании договора об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем (далее - договор).
Договор заключается между организацией и администрацией ЗАТО Александровск в лице директора МКУ по форме согласно приложению N 1 к названному Порядку (пункт 1.8 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка N 1377 организация представляет платежные документы на внесение платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в бюджет ЗАТО Александровск нанимателям жилых помещений по договорам социального найма; найма специализированных жилых помещений, найма жилых помещений коммерческого использования, найма жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Александровск, заключенным до 01.03.2005.
При заполнении платежных документов на внесение платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и пени в бюджет ЗАТО Александровск должен указываться код бюджетной классификации "Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)" (пункт 2.3 Порядка N 1377).
По результатам сверок организация в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ производит начисление пени лицам, несвоевременно и (или) не полностью внесшим плату за пользование жилым помещением (плату за наем) (пункт 2.6 Порядка N 1377).
Согласно пунктам 2.7, 3.1 - 3.3 Постановления N 1377 организация аккумулирует на своем расчетном счете в банке денежные средства, собранные за наем жилых помещений, для последующего их перечисления в бюджет ЗАТО Александровск. Аккумулированные организацией на расчетном счете в банке денежные средства, собранные за наем жилых помещений и взысканные как задолженность нанимателей по плате за наем жилых помещений, подлежат перечислению в бюджет ЗАТО Александровск в соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации. Организация производит перечисление денежных средств, собранных (внесенных нанимателями) за отчетный месяц (с первого по последний календарный день расчетного месяца), в бюджет ЗАТО Александровск по реквизитам, указанным в договоре, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, за вычетом вознаграждения организации по договору. Вознаграждение организации за оказанные услуги по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем устанавливается договором.
Разделом 3 упомянутого договора (типового) предусмотрено, что организация (исполнитель) обязана ежемесячно начислять плату за наем по лицевым счетам нанимателей, осуществлять перерасчет или возврат излишне уплаченной нанимателями платы за наем, вести учет сумм начисленной и фактически оплаченной нанимателями платы за наем, вести контроль за своевременным внесением нанимателем платы за наем и начислять пени за несвоевременное внесение платы за наем, а также в случае невнесения нанимателем платы за наем более трех месяцев обратиться в течение месяца в суд с требованием о взыскании задолженности и пеней по плате за наем.
Согласно пунктам 3.1. и 3.1.14 типового договора исполнитель обязан лично оказать по договору услуги надлежащим образом и в сроки, установленные пунктами 3.1.5, 3.1.8 - 3.1.11, 3.1.13, 6.1 договора; не заключать в целях исполнения договора договоры с третьими лицами.
Согласно постановлению администрации ЗАТО Александровск от 04.08.2014 N 1925 вознаграждение за оказанные услуги по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем установлено в размере 2 процентов от суммы собранной платы за наем для перечисления в бюджет ЗАТО Александровск.
Как установлено КСП и судами, в проверяемом периоде МКУ заключены договоры с управляющими компаниями на оказание услуг по начислению, перерасчету, сбору, взысканию задолженности и перечислению платы за наем: с ООО "Домоуправление", г. Полярный - договор от 01.03.2015 (срок действия договора с 01.01.2015 в пределах срока управления многоквартирными домами, сумма вознаграждения за оказанные услуги составляет 2 процента от поступившей в счет оплаты денежной суммы от нанимателей на основании постановления администрации ЗАТО Александровск от 04.08.2014 N 1925); с ООО "Управляющая компания "Вьюжный", г. Снежногорск - договор от 01.01.2015 сроком действия договора с 01.01.2015 в рамках действия заключенных договоров управления многоквартирными домами, сумма вознаграждения за оказанные услуги составляет 2 процента от поступившей в счет оплаты денежной суммы от нанимателей на основании указанного постановления; с ООО "Каскад", г. Гаджиево - два договора с одинаковым сроком действия, один возмездного оказания услуг, второй - безвозмездного (взаимоисключающие договоры) - договор от 04.08.2014, срок действия договора три года с 01.06.2014, сумма вознаграждения за оказанные услуги составляет 2 процента от поступившей в счет оплаты денежной суммы от нанимателей на основании постановления от 04.08.2014 N 1925, а также договор от 15.12.2014 безвозмездного оказания услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем с ООО "Каскад", срок действия договора - три года с 01.06.2014.
В свою очередь ООО "Домоуправление" заключило договор с ООО "Единый расчетный центр" (далее - ООО "ЕРЦ") от 01.07.2014 N 21-1/14 по начислению платы за жилые помещения и коммунальные услуги и ежемесячному формированию и доставке единых платежных документов организации сбора и приема платежей. Сумма вознаграждения по данному агентскому договору для ООО "ЕРЦ" составляет: 43,50 руб. за ведение одного л/с плательщика и формирование платежного документа; 1 процент от суммы платежей, принятых ООО "ЕРЦ" в собственных операционных кассах и (или) от фактически внесенных плательщиками сумм на банковские счета.
ООО "УК "Вьюжный" договор с ООО "ЕРЦ" не представило, но согласно квитанций фактическое начисление платы за наем жилых помещений и коммунальные услуги производит ООО "ЕРЦ", что подтверждается выставленными ООО "ЕРЦ" счетами-извещениями в пользу нанимателей жилых помещений.
При таких обстоятельствах КСП и суды обосновано сочли, что администратор доходов в нарушение бюджетного законодательства передал часть своих полномочий (начислению, взысканию задолженности, сбору) иным организациям, в том числе управляющим компаниям, которые свою очередь заключили договоры с третьими лицами.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В данном случае суды обоснованно констатировали, что администратор (заявитель по делу) является поставщиком в смысле Закона N 103-ФЗ, как лицо, которое получает плату за наем в соответствии с жилищным законодательством.
Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях названного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (часть 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).
Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (часть 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Согласно части 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с названным Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В рассматриваемой ситуации управляющие компании, не являясь поставщиками, приняли на себя обязательство осуществлять расчет платежей за наем, оформлять счета к оплате, осуществлять сбор платежей за жилье с нанимателей жилых помещений, заключили договор с третьим лицом (ООО "ЕРЦ") по начислению платы за жилые помещения и ежемесячному формированию и доставке единых платежных документов, организации сбора и приема платежей. При этом поступление платы за наем жилых помещений осуществлялось нанимателями не напрямую на счет местного бюджета, с использованием специальных банковских счетов, используемых при расчетах с участием поставщика и платежного агента, как это предусмотрено законом, а на расчетные счета указанных лиц с последующим перечислением собранных средств управляющими компаниями на счет бюджета за минусом вознаграждения агенту.
Адресованное МКУ представление КСП является обоснованным и обусловлено нарушением требования полноты поступления дохода в бюджет по нормативу 100 процентов. Создание в нарушение нормативных требований соответствующей посреднической схемы правомерно расценено КСП как противоречащее бюджетному законодательству.
Ссылка контролирующего органа в связи с этим на Законы N 135-ФЗ и 103-ФЗ связана с их производным значением при оценке конкретных выявленных бюджетных нарушений.
Представление КСП (в оспариваемой части) правильно воспринято судами как действенный исполнимый акт компетентного органа, направленный на восстановление надлежащего бюджетного порядка в пределах предоставленных КСП определенных контрольных полномочий. Этот акт призван придать учреждению должный (полноценный) статус администратора доходов бюджета с соответствующими полномочиями (правами и обязанностями в бюджетных правоотношениях), исключить неправомерный посреднический механизм, тем самым обеспечив правомерный, прозрачный и эффективный вариант поступления в местный бюджет соответствующих неналоговых доходов.
Оспариваемое представление соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Процессуальных предпосылок для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора не имеется.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.01.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 по делу N А42-8318/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.