25 января 2017 г. |
Дело N А42-519/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев 18.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.05.2016 (судья Игнатьева С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 (судьи Полубехина Н.С., Колосова Ж.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А42-519/2016,
установил:
Комитет имущественных отношений города Мурманска, место нахождения: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004, ИНН 5190800019 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, место нахождения: 183006, г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Управление Росимущества), об обязании ответчика принять в собственность Российской Федерации на безвозмездной основе нежилые помещения, расположенные по адресу: город Мурманск, улица Гаджиева, дом 11, площадью 83 кв. м; город Мурманск, улица Сафонова, дом 30, площадью 190,4 кв. м; город Мурманск, улица Аскольдовцев, дом 25, корпус 4, площадью 109,3 кв. м; город Мурманск, улица Хлобыстова, дом 11, площадью 61,4 кв. м; город Мурманск, улица Чумбарова-Лучинского, дом 10, площадью 60,9 кв. м; город Мурманск, улица Челюскинцев, дом 18/20, площадью 166,4 кв. м; город Мурманск, улица Александрова, дом 30, корпус 3, площадью 74,5 кв. м; город Мурманск, улица Полярный Круг, дом 3, площадью 123,3 кв. м; город Мурманск, улица Героев Рыбачьего, дом 46, площадью 105,1 кв. м; город Мурманск, улица Героев Рыбачьего, дом 17, площадью 111,7 кв. м; город Мурманск, Кольский проспект, дом 222, площадью 90,2 кв. м; город Мурманск, Кольский проспект, дом 76, площадью 119,6 кв. м; город Мурманск, Лесная улица, дом 12, площадью 61,2 кв. м; город Мурманск, улица Генералова, дом 12, площадью 151,8 кв. м; город Мурманск, Якорный переулок, дом 12, площадью 103,1 кв. м; город Мурманск, улица Достоевского, дом 9, площадью 185 кв. м; город Мурманск, проезд Связи, дом 28, площадью 117 кв. м; город Мурманск, Верхне-Ростинское шоссе, дом 5, площадью 68,7 кв. м; город Мурманск, улица Полярные Зори, дом 38, площадью 95,7 кв. м; город Мурманск, проспект Кирова, дом 26, площадью 44,6 кв. м; город Мурманск, улица Куйбышева, дом 1а, площадью 73,1 кв. м; город Мурманск, Скальная улица, дом 30, площадью 130,9 кв. м; город Мурманск, Ленинградская улица, дом 29/5, площадью 155,7 кв. м; город Мурманск, Флотский проезд, дом 3, площадью 93,6 кв. м (далее - спорные нежилые помещения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, место нахождения: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 64, ОГРН 1025100874446, ИНН 5191501766 (далее - Управление МВД по Мурманской области), и Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мурманску, место нахождения: 183034, г. Мурманск, пр. Героев-Североморцев, д. 63/24. ОГРН 1095190010200, ИНН 5190908238 (далее - Управление МВД по г. Мурманску).
Решением от 12.05.2016 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что в силу части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) указанные им объекты подлежат обязательной безвозмездной передаче из муниципальной собственности в федеральную, однако ответчик неправомерно отказывается от их принятия, ссылаясь на возражения Управления МВД против такой передачи.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росимущества просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2008 году между Комитетом (ссудодателем) и Управлением МВД по г. Мурманску (ссудополучателем) были заключены договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом г. Мурманска, в том числе спорными нежилыми помещениями, для размещения участковых пунктов милиции.
Данные нежилые помещения принадлежат муниципальному образованию город Мурманск на праве собственности; право муниципальной собственности возникло в порядке разграничения государственной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, решения Мурманского городского Совета от 30.05.2005 N 9-104. Данные объекты учтены в реестре муниципального имущества города Мурманска.
Во исполнение части 9 статьи 54 Закона о полиции Совет депутатов города Мурманска принял решение от 29.05.2015 N 12-172, которым утвердил перечень имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность на безвозмездной основе, в соответствии с которым нежилые помещения, являющиеся предметом договоров безвозмездного пользования и используемые для размещения участковых пунктов полиции Управления МВД России по г. Мурманску, подлежат передаче в федеральную собственность.
Комитет направил в адрес Управления Росимущества письмо от 15.06.2015 N 15-03-02/7647 о передаче в федеральную собственность 24 объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности и занимаемых участковыми пунктами полиции, приложив к названному заявлению необходимые документы.
Письмом 24.06.2015 N 3871 Управление Росимущества отказало Комитету в согласовании указанной передачи имущества, ссылаясь на необходимость получения согласия Управления МВД по г. Мурманску на такую передачу.
Письмом от 31.08.2015 N 15-0-01/10732 Комитет повторно направил Управлению Росимущества предложение принять имущество в федеральную собственность и необходимые документы.
В свою очередь Управление МВД по г. Мурманску в ответ на запрос Управления Росимущества письмом от 09.09.2015 N 5299 сообщило о невозможности приема спорных помещений в федеральную собственность.
В связи с отказом Управления МВД по Мурманской области осуществить передачу нежилых помещений Управление Росимущества письмом от 28.09.2015 N 5647 возвратило Комитету пакет документов.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Комитета в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь частью 9 статьи 54 Закона о полиции, частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", отказали в удовлетворении иска, поскольку пришли к выводу об обязательности получения согласия федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится организация, использующая имущество, на получение спорного имущества в федеральную собственность, а также о необходимости получения указания такого органа конкретной организации, за которой будет закреплено передаваемое имущество.
По мнению суда кассационной инстанции, исследовавшего материалы дела и изучившего доводы кассационной жалобы, указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, частью 1 статьи 4 Закона о полиции установлено, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Частью 9 статьи 54 названного Закона предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 данной статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество (часть 10 статьи 54 Закона о полиции).
Таким образом, действующим федеральным законом установлена обязанность публичных образований передать имущество, указанное в части 9 статьи 54 Закона о полиции, в федеральную собственность, однако порядок передачи используемого полицией имущества этот закон не регламентирует.
Пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ определен порядок передачи имущества от одного публичного собственника другому, в том числе порядок передачи в федеральную собственность находящегося в муниципальной собственности имущества, которое используется федеральными органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией, для целей, установленных в соответствии с данным Законом. Этот порядок предполагает волеизъявление собственника на передачу имущества в собственность публичного образования другого уровня, принятие соответствующего решения уполномоченным органом, составление передаточного акта.
Суды отказали в удовлетворении исковых требований, установив, что отсутствует волеизъявление органов полиции, использующих спорное имущество, на его передачу в федеральную собственность.
Между тем согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных Законом о полиции. Аналогичное правило касается и федеральных органов исполнительной власти, на которые возлагается обязанность по принятию имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность в силу требований части 9 статьи 54 Закона о полиции.
Поскольку частью 9 статьи 54 Закона о полиции предусмотрена обязательность передачи используемых полицией объектов недвижимости в федеральную собственность и доказательств фактической заинтересованности субъекта Российской Федерации - города Мурманска - в передаваемых объектах для решения вопросов местного значения в материалы дела не представлено, суд кассационной инстанции полагает, что с учетом перечисленных выше положений Закона о полиции и Закона N 122-ФЗ спорные помещения подлежат передаче в собственность Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в силу того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и указанные Комитетом нежилые помещения используется отделом полиции для обеспечения публичных функций.
В ходе судебного разбирательства в нарушение требований статьи 65 АПК РФ Управление Росимущества не привело никаких доводов и никаких доказательств, свидетельствующих об отсутствии необходимости использовать спорное имущество для целей, установленных статьей 54 Закона о полиции.
Суды установили, что спорные нежилые помещения с 2008 года используются для размещения участковых пунктов полиции.
Действующее законодательство, в том числе и утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (далее - Постановление N 324) перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, не предоставляют Управлению Росимущества права отказаться от принятия имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность в силу прямого указания федерального закона. Напротив, в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено посредством обращения в арбитражный суд в порядке искового производства с иском об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой.
Ссылки ответчика на подпункт "о" пункта 2 Постановления N 374 и пункт 7 статьи 48 Закона о полиции являются необоснованными, поскольку необходимость передачи спорного имущества в федеральную собственность прямо предусмотрена частью 9 статьи 54 Закона о полиции и не требует обоснования с указанием организации, за которой предлагается осуществить закрепление имущества. Часть 7 статьи 48 Закона о полиции не подлежит применению в данном случае, поскольку указанная норма права регулирует правоотношения, связанные с предоставлением органами местного самоуправления помещений для работы участкового уполномоченного. Однако, как следует из материалов дела, спорные нежилые помещения на момент принятия Закона о полиции фактически использовались органами полиции для размещения участковых пунктов милиции (полиции) и, следовательно, в силу части 9 статьи 54 Закона о полиции подлежали обязательной передаче в федеральную собственность.
При таких обстоятельствах кассационный суд полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Поскольку судами установлены все существенные и имеющие значение для разрешения спора юридически значимые обстоятельства, однако к этим обстоятельствам неверно применены правовые нормы, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, как соответствующих приведенным выше правовым нормам и направленных на передачу спорных помещений из муниципальной собственности в федеральную во исполнение требований закона (часть 9 статьи 54 Закона о полиции) для приобретения Российской Федерацией предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации правомочий собственника в целях нормальной эксплуатации указанных помещений федеральными органами полиции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 по делу N А42-519/2016 отменить.
Иск Комитета имущественных отношений города Мурманска удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области принять в собственность Российской Федерации на безвозмездной основе нежилые помещения, являющиеся собственностью муниципального образования город Мурманск и расположенные по адресам: город Мурманск, улица Гаджиева, дом 11, площадью 83 кв. м; город Мурманск, улица Сафонова, дом 30, площадью 190,4 кв. м; город Мурманск, улица Аскольдовцев, дом 25, корпус 4, площадью 109,3 кв. м; город Мурманск, улица Хлобыстова, дом 11, площадью 61,4 кв. м; город Мурманск, улица Чумбарова-Лучинского, дом 10, площадью 60,9 кв. м; город Мурманск, улица Челюскинцев, дом 18/20, площадью 166,4 кв. м; город Мурманск, улица Александрова, дом 30, корпус 3, площадью 74,5 кв. м; город Мурманск, улица Полярный Круг, дом 3, площадью 123,3 кв. м; город Мурманск, улица Героев Рыбачьего, дом 46, площадью 105,1 кв. м; город Мурманск, улица Героев Рыбачьего, дом 17, площадью 111,7 кв. м; город Мурманск, Кольский проспект, дом 222, площадью 90,2 кв. м; город Мурманск, Кольский проспект, дом 76, площадью 119,6 кв. м; город Мурманск, Лесная улица, дом 12, площадью 61,2 кв. м; город Мурманск, улица Генералова, дом 12, площадью 151,8 кв. м; город Мурманск, Якорный переулок, дом 12, площадью 103,1 кв. м; город Мурманск, улица Достоевского, дом 9, площадью 185 кв. м; город Мурманск, проезд Связи, дом 28, площадью 117 кв. м; город Мурманск, Верхне-Ростинское шоссе, дом 5, площадью 68,7 кв. м; город Мурманск, улица Полярные Зори, дом 38, площадью 95,7 кв. м; город Мурманск, проспект Кирова, дом 26, площадью 44,6 кв. м; город Мурманск, улица Куйбышева, дом 1а, площадью 73,1 кв. м; город Мурманск, Скальная улица, дом 30, площадью 130,9 кв. м; город Мурманск, Ленинградская улица, дом 29/5, площадью 155,7 кв. м; город Мурманск, Флотский проезд, дом 3, площадью 93,6 кв. м.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.