Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
24 января 2017 г. |
Дело N А42-3248/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Александровой Е.Н., Асмыковича А.В.,
рассмотрев 24.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.06.2016 (судья Зыкина Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Толкунов В.М.) по делу N А42-3248/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилспецстрой плюс" (место нахождения: г. Мурманск, ул. Старостина, д. 79, оф. 42; ОГРН 1115190008977; ИНН 5190933097; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 7; ОГРН 1055100189605; ИНН 5190135362; далее - Управление) от 10.03.2016 N 04/1-2981-16-32.
Решением суда первой инстанции от 28.06.2016 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.10.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, у судов не имелось оснований для удовлетворения заявления, оспариваемое предписание содержит правомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление на основании обращения собственника квартиры 23, расположенной в многоквартирном доме N 27 по ул. Мира в г. Мурманске, провело замеры температуры горячей воды в точке водоразбора данной квартиры, в ходе которых установила и отразила в акте от 04.03.2016, что температура воды составляет от 41,8°C до 51,9°C.
Придя к выводу о нарушении Обществом, осуществляющим управление этим домом, пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 Санитарно-эпидемиологических правил и норм "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", Управление выдало управляющей организации предписание от 10.03.2016 N 04/1-2981-16-32 об устранении выявленного нарушения в срок до 14.05.2016.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, установив, что температура горячей воды, подаваемой ресурсоснабжающей организацией, на вводе в дом не соответствует нормативным требованиям. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что на управляющую организацию, не влияющую на температурный режим горячего водоснабжения, не может быть возложена ответственность за качество предоставления коммунальной услуги.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам (подпункт "д").
В силу пункта 5 приложения N 1 к Правилам одним из требований к качеству коммунальных услуг является обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество осуществляет управление указанным многоквартирным домом. При этом в ходе осмотра Управлением выявлено, что температура горячей воды в квартире 23 этого дома составляет от 41,8°C до 51,9°C.
Таким образом, качество предоставляемых Обществом коммунальных услуг не соответствует требованиям Правил и СанПиН 2.1.4.2496-09.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2012 N 15417/11, исполнитель коммунальных услуг в силу закрепленного за ним правового статуса обязан с одной стороны производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, или приобретать эти ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, а с другой стороны обязан предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу.
Как предусмотрено Правилами, установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг несет исполнитель (подпунктом "а" пункта 149); исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (пункт 150).
При указанных обстоятельствах предписание Управления, которым Обществу предложено обеспечить подачу горячей воды потребителю по установленному нормативу, соответствует упомянутым требованиям Жилищного кодекса, Правил и СанПиН 2.1.4.2496-09, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу N А42-3248/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.