24 января 2017 г. |
Дело N А13-13241/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Константинова П.Ю., Малышевой Н.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гуляевой О.Н. (доверенность от 23.12.2016),
рассмотрев 17.01.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.05.2016 (судья Колтакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2016 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Чередина Н.В.) по делу N А13-13241/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к публичному акционерному обществу "Северсталь", место нахождения: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Мира, д. 30, ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597 (далее - Общество), о взыскании 1 756 661 руб. 15 коп. платы за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Решением суда первой инстанции от 26.05.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.08.2016, с Общества в пользу ОАО "РЖД" взыскано 1 213 556 руб. 28 коп. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, удовлетворить иск полностью. Податель жалобы не согласен с пересчетом судами первой и апелляционной инстанций взыскиваемой по иску платы. В материалы дела представлены документы, подтверждающие начисление платы с момента бросания до момента фактического поднятия состава, то есть устранения причин, послуживших основанием для бросания.
Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами установлены Прейскурантом N 10-01, утвержденным постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5. Перечень работ и услуг, приведенный в пункте 1.16 Прейскуранта N 10-01, является исчерпывающим, услуги, связанные с временным простоем вагонов на путях общего пользования, него не включены. Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) также закреплена обязанность по внесению платы в течение всего периода в случае задержки вагонов в пути следования. В плату включается предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы, связанные с таким предоставлением. Плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования, в том числе и "брошенных" поездах, является самостоятельным видом платы.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая на обоснованность выводов судов о незаконности начисления платы до истечения срока доставки груза.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждено материалами дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и Общество (владелец) 21.10.2011 заключили договор N 4-28 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества, примыкающего к железнодорожным путям станций Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги (далее - Договор).
В соответствии с параграфом 5 Договора количество условных вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу на железнодорожных путях общего пользования N 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 станции Череповец-2, составляет не более 62, на путях N 7 и 8 - не более 72.
Согласно подпункту "б" пункта 15.1 параграфа 15 Договора в редакции, действовавшей до 01.01.2014, за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика, владелец уплачивает перевозчику плату, равную 0,1 минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), за каждый вагон за один час, при этом МРОТ принимается равным 100 руб.
Основаниями для начисления платы являются:
- невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца;
- отказ владельца в приеме вагонов, в том числе порожних, не принадлежащих перевозчику.
В силу пункта 17.2 Договора владелец освобождается от платы за пользование за оставленные на участках составы в случаях если: пути станций Кошта и Череповец-2 заняты вагонами, прибывшими не в адрес владельца, кроме одного из путей с 9-го по 19-й и одного из путей 7-го или 8-го; пути станций Кошта и Череповец-2 свободны; соблюдены установленные сроки доставки грузов; вагоны подаются перевозчиком не в установленные Договором интервалы, а чаще; по иным основаниям, в том числе предусмотренным Уставом.
Пунктом 17.3 Договора предусмотрено, что владелец не освобождается от ответственности за "брошенные" на участках составы в случае занятости путей общего пользования станций Череповец-2 и Кошта из-за несвоевременной уборки готовых составов в течение двух часов с момента наступления интервалов сдачи на пути необщего пользования владельца.
В пункте 17.4 Договора стороны установили, что поступившие на "брошенные" поезда акты общей формы в течение трех рабочих дней рассматриваются начальниками станций Череповец-2 и Кошта, а со стороны Общества - начальником района станций Череповец-2, начальником железнодорожных районов Череповецкий и Западный, представителем управления транспортной логистики и таможенного оформления. Решения по указанным актам оформляются протоколом, который должен быть подписан владельцем в течение трех дней с момента получения протокола от перевозчика. При несогласии представитель владельца может отказаться подписывать представленный протокол, изложив особое мнение.
В соответствии с актами общей формы и накопительными ведомостями N 030332, 100225-100227, 040212, 040213, 040216-040219, 230279-230281, 270205, 270206 в ноябре, декабре 2012 и январе 2013 года в адрес Общества прибывали вагоны, которые перевозчик оставлял на промежуточных станциях по причинам, зависящим от грузополучателя - Общества. Накопительные ведомости подписаны владельцем, изложившим особое мнение, согласно которому ОАО "РЖД" превышало установленное Договором количество пребывающих в единицу времени поездов и нарушало интервал их приема.
За время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов в "брошенных" поездах на путях общего пользования ОАО "РЖД" в соответствии с подпунктом "б" пункта 15.1 Договора начислило Обществу 1 756 661 руб. 15 коп. платы за использование его инфраструктуры.
Неуплата Обществом указанной суммы в добровольном порядке послужила поводом для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск частично, согласившись в доводами Общества о невозможности начисления платы за пользование инфраструктурой до истечения срока доставки груза.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод не соответствующим нормам материального права.
В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Основные условия и порядок взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования и перевозчика определены Уставом.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В статье 39 Устава также предусмотрено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Размер платежей, в том числе за пользование со стороны Общества инфраструктурой ОАО "РЖД" и порядок их расчета согласованы сторонами в параграфе 15 Договора.
Имеющимися в деле актами общей формы и накопительными ведомостями формы ФДУ-92 подтверждаются факты задержки в спорный период вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций, предшествующих станции назначения, в "брошенных" поездах по причинам, зависящим от Общества, - ввиду их неприема ответчиком.
Как предусмотрено пунктом 17.3 Договора, владелец не освобождается от ответственности за "брошенные" на участках составы в случае занятости путей общего пользования станций Череповец-2 и Кошта из-за несвоевременной уборки готовых составов в течение двух часов с момента наступления интервалов сдачи на пути необщего пользования владельца.
При таком положении судами первой и апелляционной инстанций правомерно взыскано 1 213 556 руб. 28 коп. платы за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, во время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Вместе с тем, судами сделан ошибочный вывод о том, что из суммы иска подлежит исключению плата за пользование путями общего пользования (инфраструктурой), начисленная за период до истечения срока доставки груза, ввиду ее включения в железнодорожный тариф.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Устава инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции и другие строения.
В соответствии со статьей 33 Устава, пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
В силу статьи 33 Устава и пункта 10 Правил N 27 грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Пункт 1.16 Прейскуранта N 10-01 содержит исчерпывающий перечень включенных в тарифы работ и услуг; железнодорожный тариф для собственных (арендованных) вагонов состоит из платы за использование инфраструктуры и локомотивов ОАО "РЖД" (пункт 1.1.3 части 2 Прейскуранта N 10-01, тарифная схема N 8). При этом из схемы N 8 следует, что плата за пользование инфраструктурой (как составляющая тарифа на перевозку) рассчитывается исходя из расстояния, пройденного вагонами, а не из срока использования инфраструктуры. Иначе говоря, доставка груза ранее нормативного срока не свидетельствует о том, что до его передачи у получателя не возникает обязанности по оплате пользования инфраструктурой.
Таким образом, вывод судов о том, что досрочная доставка перевозчиком грузов привела к начислению излишней платы за пользование инфраструктурой необоснован.
Вместе с тем, так как перерасчет платы за пользование инфраструктурой произведен судом первой инстанции без надлежащего исследования всех иных обстоятельств дела, решение и постановление в части отказа во взыскании 543 103 руб. 67 коп. платы подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и на основании имеющихся и вновь представленных доказательств установить правомерность начисления ОАО "РЖД" спорной платы. Кроме того, при принятии решения суду первой инстанции следует распределить судебные расходы, в том числе по апелляционной и кассационной жалобам.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.05.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2016 по делу N А13-13241/2013 отменить в части отказа во взыскании с публичного акционерного общества "Северсталь" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 543 103 руб. 67 коп. платы за использование инфраструктуры и 9450 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Дело в названной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.