Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
02 февраля 2017 г. |
Дело N А56-6876/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" Слепченок В.О. (доверенность от 25.03.2015), от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга Яковлева Ю.С. (доверенность от 02.03.2016 N 5),
рассмотрев 31.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А56-6876/2016 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Згурская М.Л.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района", место нахождения: 193315, Санкт-Петербург, ул. Народная, д. 47, корп. 4; ОГРН 1089847179950, ИНН 7811405931 (далее - заявитель, Общество, ООО "ЖКС N 1 Невского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 193318, Санкт-Петербург, ул. Джона Рида, 2, корп. 2, литер А; ОГРН 1037825022322, ИНН 7811125236 (далее заинтересованное лицо, Управление, Фонд) о признании недействительным решения от 23.12.2015 N 08801015РВ100, возврата неосновательно взысканных сумм доначисленных взносов в размере 987 456 руб. 24 коп., пени в размере 189 549 руб. 92 коп., штрафа в размере 197 491 руб. 25 коп.
Решением суда первой инстанции от 07.06.2016 (судья Радынов С.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга от 23 декабря 2015 года N 08801015РВ100, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 987 456 руб. 24 коп., привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 197 491 руб. 25 коп., доначисления пени в размере 167 101 руб. 74 коп. С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" взыскана сумма неосновательно взысканных взносов в размере 987 456 руб. 24 коп., пени в размере 167 101 руб. 74 коп., штрафа в размере 197 491 руб. 25 коп., 6 000 руб., судебных расходов по госпошлине. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 12.09.2016 решение суда первой инстанции изменено в части взыскания пени в размере 22 448,18 руб., резолютивная часть решения изложена в новой редакции.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда от 12.09.2016 и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании податель кассационной жалобы поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 02.11.2015 по 09.11.2015 Управлением проведена выездная проверка ООО "ЖКС N 1 Невского района" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014. По результатам проверки составлен акт от 23.11.2015 N 08801015АВ100 и Управлением принято решение от 23.12.2015 N 08801015РВ100.
Основанием для принятия обжалуемого решения послужило выявление не начисления и не уплаты Обществом страховых взносов по дополнительным тарифам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Указанным решением Обществу доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) в размере 987 456,24 руб. за период 2013 - 2014 года, пени в размере 167 101,74 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов по дополнительному тарифу, ООО "ЖКС N 1 Невского района" привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 197491,25 руб.
Суды пришли к выводу о незаконности решения Фонда, поскольку обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу у Общества отсутствует.
При этом суды исходили из того, что законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судами норм права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 настоящего Закона объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
С 01.01.2013 в соответствии со статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закон N 173-ФЗ, применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ перечислены категории граждан, имеющих право на досрочное, то есть ранее достижения общеустановленного Законом пенсионного возраста, назначение трудовой пенсии по старости и установлены основания досрочного назначения трудовой пенсии по старости для каждой из перечисленных категорий.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи Закона и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в данной норме закона, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона N 173-ФЗ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.
Согласно части 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, спецоценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
В соответствии со статьей 71 АПК РФ суды дали оценку документам, свидетельствующим о проведенной Обществом аттестации рабочих мест в соответствии с которой класс условий труда профессий из Списка N 2 признан как "допустимый", фактическое время воздействия вредных и опасных веществ не превышает в целом 60%, уровень воздействия вредных веществ находится в пределах допустимых, учитывая, что в картах аттестации рабочих мест по условиям труда таких профессий как газоэлектросварщик, кровельщик и маляр по строке 041 указано, что право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует как в 2011 году, так и в 2013 году, суды пришли к правомерному выводу о незаконности решения Фонда, поскольку обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу у Общества отсутствовала.
Доводы кассационной жалобы Управления повторяют его позицию по делу, которой суды дали надлежащую правовую оценку. Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А56-6876/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.