Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств по уплате налогов
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
01 февраля 2017 г. |
Дело N А56-15524/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Титан" Афонькова М.С. (доверенность от 16.01.2017), от Пулковской таможни Стеценко С.В. (доверенность от 29.12.2016 N 06-19/23205), Поляковой Е.В. (доверенность от 16.12.2016 N 16-10/22293),
рассмотрев 25.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Титан" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2016 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 (судьи Сомова Е.А., Борисова Г.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-15524/2016,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Титан", место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, Большая Разночинная ул., д. 16, лит. "А", оф. 404-405, ОГРН 1127847286269, ИНН 7801575162 (далее - ООО "Титан", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Пулковской таможни, место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, Стартовая ул., 7, лит. А, ОГРН 1037821027144, ИНН 7830001885 (далее - Таможня), в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, выраженного в письме от 26.01.2016 N 16-17/01125.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2016, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Титан" просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, судами двух инстанций неправильно применены нормы материального права. Также Общество считает ошибочным выводы судов о том, что код 94 4480 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) ОК 005-93 с не поименован в перечне товаров, признаваемых важнейшими и жизненно необходимыми медицинскими изделиями, реализация которых на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
В отзыве Таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Таможни возражали против ее удовлетворения, считая решение и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
В соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 18.01.2017 объявлен перерыв, после чего 25.01.2017 судебное заседание продолжено судом в том же составе, с участием тех же представителей сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10221010/230715/0028710, 10221010/280715/0029217, 10221010/250815/0033365, 10221010/040915/0034787, 10221010/151015/0040997 ввезло на территорию Российской Федерации медицинские товары: "имплантаты стоматологические с принадлежностями, для имплантации зубов (не явл. радиоэлектронными средствами, не явл. высокочастотным устройством, без содержания драгоценных металлов), код ОКП 94 4480 (код 9021 29 000 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза; далее - ТН ВЭД ЕАЭС). В графе 47 названных ДТ Обществом указана ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 10%. В качестве документа, подтверждающего право на применение льготы по уплате таможенных платежей в виде полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов ООО "Титан" представило в таможенный орган регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2013/1127 от 06.09.2013, выданное на медицинское изделие "Имплантаты стоматологические с принадлежностями".
Таможней принято решение о выпуске данных товаров под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" с применением ставки НДС в размере 10%.
Полагая, что ввоз спорного товара не подлежит обложению НДС, 20.01.2016 Общество обратилось в Таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. N 00647).
Письмом от 26.012016 N 16-17/01125 таможенный орган отказал ООО "Титан" в возврате денежных средств в связи с отсутствием факта излишней уплаты НДС по спорным ДТ.
Считая отказ в возврате таможенных платежей незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для полного освобождения заявителя от уплаты НДС при ввозе спорного товара, в связи с чем отказали ООО "Титан" в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела и доводы, изложенные Обществом в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующего.
В данном случае суды установили и материалами дела подтверждается, что в отношении везенного товара Общество представило в таможенный орган регистрационное удостоверение от 06.09.2013 N РЗН 2013/1127 на медицинское изделие "Имплантаты стоматологические с принадлежностями", код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) ОК 005-93 94 4480; товар задекларирован по коду 9021 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, относится к таможенным платежам (подпункт 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС).
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 (далее - Перечень N 19) и действовал до 12.10.2015, то есть применялся на момент выпуска товаров по ДТ NN 10221010/230715/0028710, 10221010/280715/0029217, 10221010/250815/0033365, 10221010/040915/0034787.
В соответствии с Примечанием к Перечню N 19 к перечисленной в настоящем перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Принадлежность отечественной медицинской техники к перечисленной в настоящем перечне медицинской технике подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем перечне, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
С 13.10.2015 (то есть на момент выпуска товаров по ДТ N 10221010/151015/0040997) действует и подлежит применению Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042).
Согласно Примечанию 1 к Перечню N 1042 для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93.
Помимо товаров, реализация и ввоз которых на территории Российской Федерации, не подлежат обложению НДС, налоговым законодательством определены медицинские товары отечественного и зарубежного производства, налогообложение которых при ввозе и реализации производится по налоговой ставке 10%.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в том числе медицинских изделий, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 утвержден Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию (далее - Перечень N 688).
При этом для определения медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, в Перечне N 688 приведены коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС до уровня подсубпозиции, в том числе указан код ввезенного Обществом товара 9021 29 000 0, которому соответствуют "приспособления ортопедические, включая костыли, хирургические ремни и бандажи; шины и прочие приспособления для лечения переломов; части тела искусственные; аппараты слуховые и прочие приспособления, которые носятся на себе, с собой или имплантируются в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности: -- прочие".
В ранее действовавшем Перечне N 19 в качестве важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, товары определены с применением кодов Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93. В том числе в Перечень N 19 включена группа товаров, соответствующих коду 94 4400 ОКП "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма".
Как правомерно отмечает заявитель, в группу товаров по коду 94 4400 ОКП входит и подгруппа 94 4480 ОКП "Аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма", к которой относится товар ввезенный ООО "Титан". Вместе с тем в группу товаров 94 4400 ОКП включены и иные подгруппы товаров в зависимости от их функций и назначения: 94 4410 "Приборы и аппараты для электролечения низкочастотные", 94 4420 "Аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые", 94 4430 "Приборы и аппараты для воздействия ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами. Эндоскопы для лечения" и т.д.
Согласно действующему с 13.10.2015 Перечню N 1042 к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям товары отнесены исходя из кодов в соответствии с ОКП, кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, а также кодов ТН ВЭД ЕАЭС.
В пункт 14 Перечня N 1042 включены "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма" 94 4400 ОКП (приборы и аппараты для электролечения низкочастотные; аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые; приборы и аппараты для воздействия ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами; эндоскопы для лечения; аппараты водолечебные и бальнеологические, механотерапевтические; приборы и аппараты радиотерапевтические, рентгенотерапевтические и ультразвуковые; аппараты ингаляционного наркоза, вентиляции легких, аэрозольтерапии, компенсации и лечения кислородной недостаточности; аппараты вакуумно-нагнетательные, для вливания и ирригации; аппараты и устройства для замещения функций органов и систем организма; приборы и аппараты для лечения другие), в том числе из товарной позиции 9021 ТН ВЭД ЕАЭС.
При таком положении применительно к ввезенному Обществом товару следует признать, что в Перечне N 688 данный товар поименован более конкретно - с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС до уровня подсубпозиции, тогда как в Перечне N 19 и Перечне N 1042 указаны лишь группа товаров по ОКП и товарная позиция ТН ВЭД ЕАЭС, в которые включен спорный товар.
Между тем, в соответствии с Примечанием 2 к Перечню N 688 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 N 655, действовавшей в спорный период) медицинские товары, включенные в настоящий Перечень, зарегистрированные в качестве медицинских изделий, одновременно не могут быть отнесены к товарам, не подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ
Согласно Примечанию 1 к Перечню N 688 коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в настоящем перечне, применяются в отношении медицинских изделий, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения. В отношении спорного товара соответствующее регистрационное удостоверение представлено.
Таким образом, поскольку код 9021 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, которому соответствует заявленный в ДТ товар, прямо указан в Перечне N 688, соответственно, спорный товар описан в названном Перечне более полно, и на ввезенные Обществом имплантаты стоматологические представлено регистрационное удостоверение, данный товар в силу Примечания 2 к Перечню N 688 не может быть отнесен к товарам, не подлежащим обложению НДС.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что задекларированный ООО "Титан" по ДТ N N 10221010/230715/0028710, 10221010/280715/0029217, 10221010/250815/0033365, 10221010/040915/0034787, 10221010/151015/0040997 товар при ввозе на территорию Российской Федерации подлежит налогообложению по налоговой ставке 10%. Оснований для признания незаконным изложенного в письме от 26.01.2016 N 16-17/01125 отказа Таможни в возврате излишне уплаченного НДС не имеется, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2016 по делу N А56-15524/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Титан" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Титан", место нахождения: 197110, Санкт-Петербург, Большая Разночинная ул., д. 16, лит. "А", оф. 404-405, ОГРН 1127847286269, ИНН 7801575162, из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.