02 февраля 2017 г. |
Дело N А56-69104/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Дмитриева В.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" Иваненко С.О. (доверенность от 25.06.2015), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Беляева А.Н. (доверенность от 25.08.2016),
рассмотрев 02.02.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2016 (судья Корж Н.Я.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-69104/2015,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс", место нахождения: 117420 г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1027728000871, ИНН 7728262893 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, г. Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), о взыскании 1 512 124 руб. 56 коп. пеней за просрочку доставки грузов по накладным ЭШ916470, ЭЫ148363, ЭЫ809897, ЭЫ447409, ЭЯ028933, ЭЯ4544127, ЭЫ206649.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сибур-Портэнерго" (далее - ООО "Сибур-Портэнерго") и закрытое акционерное общество "Сибур-Транс" (далее - ЗАО "Сибур-Транс").
Решением суда первой инстанции от 08.04.2016 с Дороги в пользу Общества взыскано 41 579 руб. 55 коп. неустойки. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 12.09.2016 решение от 08.04.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении иска, принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что судами неправомерно отказано в удовлетворении исковых требований по накладным ЭЫ148363, ЭЫ206649 в связи с продлением срока доставки вагонов в соответствии с договором от 16.09.2014 N 906/СТ.12389 на оказание в пути следования услуг по временному размещению собственного (арендованного) подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, поскольку спорные вагоны являлись собственностью истца или были им арендованы; Общество договоров о продлении срока доставки грузов с перевозчиком не заключало.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Дороги просил жалобу отклонить.
Другие участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с февраля по май 2015 года Дорога по железнодорожным накладным ЭШ916470, ЭЫ148363, ЭЫ206649, ЭЫ809897, ЭЫ447409, ЭЯ028933, ЭЯ4544127 осуществило доставку груза со станции Сургут Свердловской железной дороги на станцию Лужская Октябрьской железной дороги.
Грузоотправителем по спорным накладным являлось Общество, а грузополучателем - ООО "Сибур-Портэнерго".
Между ООО "Сибур-Портэнерго" и ЗАО "Сибур-Транс" заключен договор от 09.12.2014 N СТ. 12566, в соответствии с которым на ЗАО "Сибур-Транс" возлагается ежесуточное оперативное взаимодействие с Дорогой (перевозчиком) в целях обеспечения планирования приемки и отправки Дорогой (перевозчиком) вагонов в адрес ООО "Сибур-Портэнерго", являющегося грузополучателем (пункт 2.1.1 договора).
На ЗАО "Сибур-Транс", в том числе, возложена обязанность по планированию подходов поездов в адрес грузополучателя (ООО "Сибур-Портэнерго") по железным дорогам общего пользования, решение задач приоритетной подачи грузов на железнодорожные пути необщего пользования по согласованию с ООО "Сибур-Портэнерго" (путем предоставлении заявки - пункт 2.1.10 договора).
В свою очередь, между ЗАО "Сибур-Транс" и Дорогой заключен договор от 16.09.2014 N 906/СТ.12389 на оказание в пути следования услуг по временному размещению собственного (арендованного) подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в соответствии с которым Дорога по заявке ЗАО "Сибур-Транс" оказывает услугу по временному размещению на железнодорожных путях общего пользования промежуточных станций Октябрьской железной дороги груженых и порожних вагонов, следующих назначением на станции Октябрьской железной дороги, без прерывания договора перевозки в пути следования (пункт 1.1 договора).
Пунктом 1.4 данного договора стороны согласовали увеличение установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), срока доставки грузов и/или порожних собственных (арендованных вагонов, указанного в договоре перевозки. Срок доставки увеличивается на время оказания услуги.
В соответствии с пунктом 2.1.2 ЗАО "Сибур-Транс" имеет право увеличивать или сокращать срок оказания услуги.
ЗАО "Сибур-Транс", действуя в рамках вышеуказанных договоров в соответствии с полученными заявками от ООО "Сибур-Портэнерго" оформило и направило соответствующие заявки Дороге на временное размещение вагонов на железнодорожных путях общего пользования Октябрьской железной дороги.
Согласно заявок, вагоны были задержаны в пути следования на промежуточных станциях Тимошкино и Фрезерный на 6 суток по накладной ЭЫ 148363 и на 4 суток по накладной ЭЫ 206649, что послужило основанием для составления актов общей формы от 28.02.2015 N 4/9 и от 28.02.2015 N 4/8.
Полагая, что перевозчиком нарушен срок доставки груза по спорным накладным, Общество с соблюдением предусмотренного законом претензионного порядка обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Дороги пеней за просрочку доставки груза.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав обоснованными по праву и размеру требования о взыскании неустойки по накладным ЭШ916470, ЭЫ447409, ЭЯ028933, ЭЯ4544127, ЭЫ809897взыскали с ответчика в пользу истца 41 579 руб. 55 коп. пеней; в остальной части иска отказали.
Выводы судов в части удовлетворения иска сторонами не обжалуются. Стороны согласились с выводами судов в этой части. Суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверяет законность судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция считает, что состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
На основании пункта 11 Правил N 27, действовавших в спорный период, перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Пункт 6.6 Правил N 27 устанавливает, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Суды, освобождая от ответственности Дорогу за нарушение сроков доставки грузов по накладным ЭЫ148363, ЭЫ206649, исходили из пункта 6.6 Правил N 27, условий договора от 16.09.2014 N 906/СТ.12389, заключенного между Дорогой и ЗАО "Сибур-Транс".
Судами не учтено, что ЗАО "Сибур-Транс" не является ни грузоотправителем (грузополучателем), ни перевозчиком и, следовательно не наделено полномочиями по изменению сроков доставки грузов.
Кроме того, судами не учтено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передать имущество третьим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом (статья 209 и глава 34 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами не дана оценка доводам Общества о том, что именно оно является собственником и арендатором спорных вагонов, а грузополучателю данные вагоны не принадлежат.
Выводы судов о применении к спорным отношениям пункта 6.6 Правил N 27 не достаточно обоснованы, поскольку заявки Дороге на временное размещение вагонов на железнодорожных путях общего пользования Октябрьской железной дороги направлялись ЗАО "Сибур-Транс" в рамках договора от 16.09.2014 N 906/СТ.12389, стороной которого грузоотправитель не является.
При таких обстоятельствах следует признать, что состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении иска подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, после чего, установив фактические обстоятельства дела, при правильном применении норм материального и процессуального права - принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы по делу, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А56-69104/2015 в части отказа в иске отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В остальной части указанные решение и постановление оставить без изменения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.