Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
02 февраля 2017 г. |
Дело N А56-4939/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Александровой Е.Н., Савицкой И.Г.,
при участии от Санкт-Петербургской таможни Зыковой А.В. (доверенность от 19.01.2017 N 04-24/01333), Шаляпиной О.А. (доверенность от 17.01.2017 N 04-24/01042),
рассмотрев 30.01.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2016 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 (судьи Семенова А.Б., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-4939/2016,
установил:
Закрытое акционерное общество "Алмаз-Пресс" (место нахождения: 109548, Москва, Шоссейная ул., 4Д, ОГРН 1027700508516, ИНН 7703183209; далее - общество, ЗАО "Алмаз-Пресс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит восстановить пропущенный срок возврата 2 704 826 руб. 84 коп. излишне уплаченной таможенной пошлины по заявлению общества от 26.10.2015 N 108/11.1, признать незаконными действия Санкт-Петербургской таможни (место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, 9-линия, В.О., 10, 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998; далее - таможня), выраженные в письме от 17.11.2015 N 2712/36833 об отказе в возврате указанной суммы излишне уплаченной таможенной пошлины на основании скорректированных таможней 18.09.2015 деклараций по решению суда от 20.01.2015, обязать таможню рассмотреть заявление общества, принять решение о возврате и вернуть ему 2 704 826 руб. 84 коп. излишне уплаченной таможенной пошлины. Общество также заявило требование о взыскании с таможни в свою пользу процентов за нарушения срока возврата излишне уплаченной таможенной пошлины; от этого требования общество отказалось при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Решением от 04.04.2016 суд обязал таможню возвратить ЗАО "Алмаз-Пресс" 2 704 826 руб. 84 коп. излишне уплаченной таможенной пошлины; в части требования о взыскании с таможни в пользу общества процентов за нарушения срока возврата излишне уплаченной таможенной пошлины суд принял отказ общества и прекратил производство по делу; в удовлетворении заявления в остальной части судом отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению таможенного органа, к рассматриваемым правоотношениям судами неверно применены положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) относительно исчисления срока исковой
давности. Таможня также обращает внимание на то, что заявление подано обществом в рамках главы 24 АПК РФ и предъявлено к ненадлежащему ответчику; надлежащим ответчиком при этом следует рассматривать Федеральную таможенную службу (далее - ФТС), осуществляющую функции главного распорядителя средств федерального бюджета.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке (в обжалуемой части).
Как видно из материалов дела и установлено судами, в 2011 году ЗАО "Алмаз-Пресс" импортировало в Российскую Федерацию мелованную бумагу, уплатив ввозную таможенную пошлину более 4 000 000 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 N 795 (далее - постановление Правительства РФ N 795) принято решение о присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22.11.1950 (далее - Соглашение) и Протоколу к нему от 26.11.1976 (далее - Протокол), в соответствии с которым государства - участники Соглашения обязуются не взимать таможенные пошлины и иные сборы при ввозе или в связи с ввозом книг, изданий, документов, материалов просветительского, научного или культурного характера, являющихся продукцией другого государства-участника.
Приложением "Н" к Протоколу в перечень материалов, освобожденных от взимания таможенных пошлин и иных сборов, вошли, в частности, материалы для производства книг, изданий и документов (целлюлозная масса, макулатура, газетная и другие сорта типографской бумаги, типографские краски, клей и т.д.).
Во исполнение пункта 3, подпункта е) пункта 4 постановления Правительства РФ N 795, в целях контроля за соответствием товаров условиям предоставления тарифных льгот, таможенными органами для таможенного оформления принимаются соответствующие подтверждения, выданные Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям письмом от 25.03.2013 N 24/3-15-4071/24-3518с подтвердило, что ввезенная обществом в Российскую Федерацию через таможню мелованная бумага предназначена для печати периодических журналов и является материалом, подпадающим под действие Соглашения.
Таким образом, ввезенная ЗАО "Алмаз-Пресс" бумага подлежала освобождению от уплаты ввозной таможенной пошлины; для возврата уплаченных таможенных платежей необходимо внести изменения в сведения, указанные в декларациях на товары.
ЗАО "Алмаз-пресс" обратилось в таможню с заявлением от 08.04.2013 о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины (вх. N 13780 от 28.05.2013); это заявление письмом от 03.06.2013 N 2712/11035 возвращено таможней без рассмотрения, с предложением произвести корректировку - изменения и (или) дополнения сведений в декларации на товары; таможенный орган пояснил, что только оформленная таможенным органом корректировка декларации на товары, заполненная в установленной форме, является документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных пошлин.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 утверждена Инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (далее - Инструкция).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 Инструкции общество обратилось в таможню 19.05.2014 в соответствии с пунктом 4 и главой II Инструкции.
Письмом таможни от 20.06.2014 N 6015/12418 обществу отказано во внесении изменений в декларации на товары (ДТ).
Не согласившись с отказом таможни, общество обратилось в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2015 по делу N А56-61236/2014 признаны незаконными действия таможни, выраженные в письме от 20.06.2014 N 6015/12418 об отказе в корректировках ДТ; суд обязал таможенный орган принять решение и внести изменения и (или) дополнения в сведения, указанные в декларациях на товары.
В нарушение главы II Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС от 03.07.2014 N 1286, таможня письмом от 18.09.2015 N 6015/30665 (получено обществом 01.10.2015) сообщила о внесении изменений и (или) дополнений в часть деклараций и предоставила корректировки деклараций по списку, содержащемуся в этом письме.
ЗАО "Алмаз-Пресс" повторно обратилось в таможню с заявлением (исх. N 108/11.1 от 26.10.2015; вх. N 26483 от 11.11.2015) о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 2 704 877 руб. 45 коп. на основании скорректированных таможней 18.09.2015 деклараций.
Таможенный орган письмом от 17.11.2015 N 27121/36833 отказал обществу в возврате пошлины, поскольку ее уплата по декларациям на товары, указанным в заявлении общества, произведена в период с 04.08.2011 по 15.12.2011; следовательно, истек трехлетний срок ее возврата, предусмотренный частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Посчитав незаконным отказ таможни в возврате пошлины, выраженный в письме от 17.11.2015 N 27121/36833, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления общества в части требования об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 2 704 826 руб. 84 коп.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с
учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Как указано в части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (пункт 3 части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Таким образом, Законом N 311-ФЗ установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
По настоящему делу судами установлено, что уплата обществом спорной таможенной пошлины произведена в период с 04.08.2011 по 15.12.2011; следовательно, установленный Законом N 311-ФЗ пресекательный трехлетний срок для принятия таможенным органом решения о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей истек.
Вместе с тем, закрепление в статьях 147 и 148 Закона N 311-ФЗ сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
В этом случае, в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 ГК РФ).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 630-О-П).
Учитывая изложенное, общество вправе обратиться в арбитражный суд с имущественным требованием о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины, налога в течение общего трехлетнего срока исковой давности, установленного пунктом 1 статьи 196 ГК РФ, с момента, когда узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как указал апелляционный суд, аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 22.06.2015 по делу N 310-КГ14-8046, от 23.11.2015 по делу N 305-КГ15-8888.
Суды обоснованно признали, что общий срок исковой давности применительно к спорным правоотношениям должен исчисляться не ранее чем с момента вступления в законную силу судебного акта по делу N А56-61236/2014,
то есть с 21.02.2015; ввиду приведенных положений гражданского законодательства и с учетом преюдициального значения решения арбитражного суда по делу N А56-61236/2014 требование об обязании таможни возвратить обществу излишне уплаченную таможенную пошлину подлежит удовлетворению.
Нарушителем прав общества в рамках рассмотренных судами спорных таможенных правоотношений является таможня, а не ФТС; суд кассационной инстанции не находит процессуальных оснований для обязательного участия в настоящем деле ФТС как надлежащего ответчика (ввиду данной судами правовой квалификации, а равно требований главы 24 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А56-4939/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.