Требование: о признании недействительным договора аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
03 февраля 2017 г. |
Дело N А66-5449/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Ракчеевой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Тверской ремонтно-механический завод" Зайцевой Н.Н. (доверенность от 05.05.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Тверской ремонтно-механический завод" на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.07.2016 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-5449/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Тверской ремонтно-механический завод", место нахождения: 170040, Тверская обл., г. Тверь, Старицкое шоссе, д. 30, ОГРН 1036900064850, ИНН 6901037173 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), и Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057 (далее - Департамент), о признании недействительным (ничтожным) расчета арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 69:40:0300009:104 на 2015 год, являющегося приложением к договору от 22.07.2009 N 227-з/09, в части применения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1124,80 руб./кв. м, определенного в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Министерство) от 25.12.2014 N 13-нп; установлении размера подлежащей внесению Обществом арендной платы за земельный участок на 2015 год в размере 28 728 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 532,30 руб./кв. м (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, корп. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Тверской области (далее - Кадастровая палата); Министерство, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Смоленский пер., д. 29, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (с учетом произведенной судом замены третьего лица).
Решением от 05.07.2016 в иске отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку актуальными на данный момент являются сведения о кадастровой стоимости земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости 01.07.2015 на основании решения суда после внесения в кадастр сведений о кадастровой стоимости по результатам очередной кадастровой оценки (15.01.2015), расчет арендной платы на 2015 год должен производиться исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Тверского областного суда.
Администрация и Департамент в отзыве на жалобу просят оставить ее без удовлетворения, считая правильными выводы судов о том, что кадастровая стоимость, установленная решением суда, для целей определения арендной платы подлежала применению до утверждения новых результатов очередной кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом Тверской области (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 22.07.2009 N 227-з/09 аренды земельного участка площадью 3598 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300009:104, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: г. Тверь, Старицкое шоссе, д. 30, под обслуживание производственной базы (без права возведения объектов недвижимого имущества) на срок с 22.07.2009 по 31.12.2013.
Размер и условия внесения арендной платы определены в разделе 3 договора. Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы определяется в соответствии с расчетом, являющимся неотъемлемой частью договора. Расчет арендной платы производится по формуле, включающей удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 16.01.2009, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
На дату заключения договора аренды кадастровая стоимость земельного участка в целях расчета арендной платы была определена в размере 2 925 245 руб. 96 коп. с применением удельного показателя кадастровой стоимости 813,02 руб./кв. м на основании постановления Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области, применяемых с 01.01.2009.
Решением Тверского областного суда от 29.12.2014 по делу N 3-60/2014, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2015 N 35-АПГ15-18, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300009:104 установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 29.01.2009 в размере 1 915 200 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 532,30 руб./кв. м.
В соответствии с указанными судебными актами произведен перерасчет арендной платы за земельный участок на 2014 год.
Сведения об указанной кадастровой стоимости на основании вступившего в законную силу судебного акта внесены в государственный кадастр недвижимости 01.07.2015.
Между тем приказом Министерства от 25.12.2014 N 13-нп, вступившим в силу с 01.01.2015, утверждены результаты новой кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. Сведения о результатах новой государственной кадастровой оценки земель были внесены в государственный кадастр недвижимости 15.01.2015.
Департамент направил Обществу расчет арендной платы за земельный участок по договору от 22.07.2009 N 227-з/09 на 2015 год. Согласно данному расчету годовой размер арендной платы составляет 60 705 руб. и определен по формуле, одним из элементов которой является удельный показатель кадастровой стоимости (Скадастр), равный 1124,80 руб./кв. м, в соответствии с приказом Министерства от 25.12.2014 N 13-нп.
Общество, ссылаясь на то, что с 01.07.2015 и по настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 915 200 руб., установленном решением Тверского областного суда, а сведения о кадастровой стоимости по результатам очередной кадастровой оценки земель в кадастр не внесены, считая, что в таком случае Департамент неправомерно произвел расчет арендной платы на 2015 год с применением вновь утвержденного удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1124,80 руб./кв. м, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении спора суды правомерно в соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) исходили из того, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, является регулируемой, ее размер определяется в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом уполномоченного органа, действовавшим в соответствующий период.
В данном случае размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определяемой по результатам кадастровой оценки земель. Отношения, возникающие в связи с проведением кадастровой оценки и использованием ее результатов, регулируются главой III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Суды, проанализировав положения названного Закона, в том числе его статьи 24.20, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, пришли к правомерному выводу, что установленная судом кадастровая стоимость земельного участка для целей определения арендной платы применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено судами, результаты очередной кадастровой оценки земель, утвержденные приказом Министерства от 25.12.2014 N 13-нп, были внесены в государственный кадастр недвижимости 15.01.2015; не оспорены Обществом в отношении арендуемого им участка.
При таких обстоятельствах у Департамента не имелось оснований при расчете арендной платы на 2015 год для арендуемого Обществом участка не применять удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный названным приказом Министерства, и использовать кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением суда по другому делу, в рамках которого оспаривались результаты предыдущей кадастровой оценки.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в иске.
Довод подателя жалобы о том, что для расчета арендной платы следует применять кадастровую стоимость, установленную решением Тверского областного суда, поскольку по сведениям государственного кадастра недвижимости именно эта кадастровая стоимость, внесенная в кадастр 01.07.2015, является актуальной, подлежит отклонению, так как наличие в кадастре сведений об измененной судом кадастровой стоимости, определенной по результатам предыдущей кадастровой оценки, не свидетельствует об аннулировании очередных результатов определения кадастровой стоимости, которые после их утверждения уполномоченным органом также были внесены в кадастр и не пересматривались в установленном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 05.07.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 по делу N А66-5449/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Тверской ремонтно-механический завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении спора суды правомерно в соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) исходили из того, что арендная плата за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, является регулируемой, ее размер определяется в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом уполномоченного органа, действовавшим в соответствующий период.
В данном случае размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определяемой по результатам кадастровой оценки земель. Отношения, возникающие в связи с проведением кадастровой оценки и использованием ее результатов, регулируются главой III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Суды, проанализировав положения названного Закона, в том числе его статьи 24.20, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, пришли к правомерному выводу, что установленная судом кадастровая стоимость земельного участка для целей определения арендной платы применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2017 г. N Ф07-13588/16 по делу N А66-5449/2016